Клиент-центрированная психотерапия

Записаться на консультацию

Клиент-центрированная психотерапия ‒ это подход, основанный на идее, что клиент способен сам обнаружить и понять суть собственных переживаний, чтобы преодолеть жизненные трудности. Это становится возможным при создании равноправных терапевтических отношений, безопасного пространства, где он выражает чувства и получает поддержку. Клиент-центрированную терапию понимают как процесс личностного роста и раскрытия потенциала человека.

История направления

Американский психотерапевт Карл Роджерс в 1930-х практиковал психодинамическую терапию, интересовался бессознательными мотивами поведения людей. Однако его не устраивала пассивная роль, которую отводит клиенту (пациенту) психоанализ, помещая терапевта в позицию беспристрастного эксперта.

Роджерс разработал новый подход, в котором роли клиента и консультанта изменились: первый получил возможность осознать свои чувства самостоятельно, без руководства, а второй вместо ведущей роли оказался в равной. Автор считал важной задачей терапии пробудить активность клиента, чтобы он мог реализовать свой потенциал в том числе как тот, кто знает больше всего о собственном внутреннем мире.

Сначала Роджерс назвал свой подход «недирективным». В книге «Консультирование и психотерапия», опубликованной в 1942 году, он описал основные положения теории, правила консультирования. Спустя почти 10 лет название изменилось ‒ Роджерс стал именовать терапию «клиент-центрированной». Это означало ориентацию процесса не на проблему или анализ, а на клиента, акцент на процессе личностного роста и создании условий, которые ему способствуют.

Концепции клиент-центрированного подхода

Три условия терапии

Карл Роджерс сформулировал главную гипотезу своего подхода так: у человека есть все ресурсы для самопознания, личностного роста и целенаправленного поведения, но доступ к ним можно получить, только если создать правильный психологический климат. Вот три условия, которые позволяют это сделать.

1. Искренность или конгруэнтность терапевта. Это способность распознавать собственные устойчивые чувства и переживания в настоящем и открыто проявлять их перед клиентом, вместо того чтобы играть роль или прятаться за фасадом профессионализма.

2. Безусловно позитивное отношение ‒ это целостное принятие, признание, забота терапевта о клиенте. Такой контакт позволяет человеку проживать любые непосредственные чувства: возмущение, обиду, страх, гнев, уверенность, гордость, любовь ‒ и принимать их в себе.

3. Эмпатическое понимание означает способность терапевта увидеть мир глазами клиента настолько точно, насколько это возможно. Важно не только понять, но и воспринять обстоятельства так, как это делает другой человек, прочувствовать его переживания. Идеальный случай ‒ когда специалист не только подтверждает своё понимание словами, но и помогает клиенту прояснить даже неосознаваемые чувства.

Если вы психолог, хотите профессионально развиваться и получать поддержку сообщества ‒ приглашаем на бесплатные интервизии в Life Help

Записаться

Подход к консультированию

Роджерс предложил новый взгляд на личность в терапевтическом процессе, отношения «психолог ‒ клиент» и возможности для изменений.

Только сам человек может знать, как воспринимает свой опыт, в полной мере. Поэтому единственный способ понять смысл поведения ‒ это попытаться «примерить» чужое видение максимально точно. Такой способ можно сравнить с восприятием иной культуры изнутри.

Когда мы оцениваем поведение других обществ со своей или некой универсальной позиции, это часто не приводит к пониманию: нам может казаться странной чужая пища, ритуалы, верования. В психологии специалисты проявляют такой подход, когда говорят о «заблуждениях» или «методе проб и ошибок». Но если рассматривать любое поведение как осмысленную, целенаправленную деятельность, реакцию на восприятие мира, то понять человека становится проще.

Отсюда следует недирективность клиент-центрированной терапии. Психолог не позиционирует себя как эксперт, который знает, «как должно быть», ставит диагноз, лечит. Вместо этого он помогает клиенту исследовать внутренний мир, создаёт условия для изменений, показывает ключи к решению проблем, которые уже есть у человека, и даёт рекомендации к их применению.

Клиент-центрированная терапия предполагает, что каждый человек изначально обладает возможностями и потенциалом для изменений. Терапевт может только помочь найти то, что трудно обнаружить самостоятельно, и подсказать, как это интегрировать в жизнь. Только сам человек является фактором собственного роста.

Главная задача терапии ‒ создать атмосферу психологического комфорта и безопасности, где клиент сможет начать раскрывать и реализовывать возможности своего истинного «я», принять реальные образы самого себя и окружающих людей.

Практические техники

Техники клиент-центрированного подхода ‒ это не способы действия, а приёмы «существования» специалиста с клиентом. Основное средство психотерапии здесь ‒ личность консультанта, а не конкретные упражнения. Важнее не делать что-то вместе с клиентом, а быть с ним.

Техника рефлексии подразумевает, что терапевт отражает переживание клиента как в зеркале, чтобы ему было проще осознать собственный опыт. Например, в ответ на жалобы человека на усталость и большое количество проблем, которые навалились одномоментно, буквально позавчера, психолог может сказать: «Да, с вами в тот вечер многое произошло». За такой реакцией следует пауза, которая позволяет клиенту выбрать, о каком именно событии он хочет поговорить больше всего, нужна ли ему помощь во внутреннем изменении ‒ то есть остаётся свобода выбора.

Повтор ‒ это почти буквальное воспроизведение сказанного клиентом, иногда с акцентом на определённые слова, что побуждает человека задуматься об их значимости в контексте темы диалога.

Рефлексивный ответ даёт возможность клиенту осознать чувства, сформулировать скрытые ранее переживания словами. Например, человек может говорить о какой-то ситуации на работе, обвинять в чём-то коллегу или руководителя, но не понимать своего внутреннего состояния. Терапевт может сказать: «Я чувствую, что вас переполняет обида. Если вы готовы, давайте поговорим об этом».

Метафоры применяют, чтобы освободить клиента от внутренних ограничений, которые накладывает определённость мира. Например, отношения, которые держатся на чувствах вины и долга, можно представить в виде образа, с которым можно будет безопасно взаимодействовать, буквально ‒ говорить о нём с меньшим страхом осуждения, не переживая о последствиях.

Кому подходит клиент-центрированная терапия

Тем, кто недоволен собой и испытывает трудности в общении. Когда люди не принимают себя, обесценивают достижения, живут с чувствами вины и стыда ‒ отношения с другими могут не складываться. Сеансы с психологом помогают исследовать внутренний мир и признать его, преодолеть перфекционизм, обрести свободу быть собой, вернуть способность доверять людям.

Проживающим ситуацию выбора или кризиса. Большинство из нас в определённый период жизни задают себе вопросы: «Туда ли я иду?», «Мои ли это цели?», «Хочу ли я дальше этим заниматься, быть в этих отношениях?». Чтобы продолжить личностное развитие, важно найти ответы. Терапия помогает понять себя, приблизиться к пиковой точке кризисных переживаний, обрести мотивацию и поддержку, смелость и уверенность, чтобы преодолеть их.

Парам и семьям. Клиент-центрированный подход помогает каждому участнику отношений понять свои чувства, желания и мысли, осознать то, как они влияют на взаимодействия с другими. Терапия учит выражать свои потребности конструктивно, развивает навыки эмпатии, умение договариваться, помогает разрешить конфликты между партнёрами, родителями и детьми любого возраста.

Когда стоит обратиться к специалисту

Консультация с психологом, который работает в клиент-центрированном подходе, будет полезна, если вы:

  • хотите принять важное решение, сделать выбор, но сомневаетесь;

  • потеряли работу или утратили интерес к профессии, чувствуете себя в тупике;

  • ищете способы раскрыть и реализовать творческий потенциал;

  • страдаете из-за неуверенности в себе, низкой самооценки, перфекционизма;

  • стремитесь наладить общение с коллегами, друзьями, близкими.

Специалисты работают не только очно, но и онлайн ‒ психологи Life Help готовы вас поддержать. Жмите на кнопку, чтобы выбрать дату и время встречи.