Подростковый период – это ключевой и сложный этап в жизни человека, время выборов, которое значительно влияет на последующую жизнь. Его можно сравнить с моментом остановки Ивана-царевича на развилке дорог около камня, где написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь…». В древности этот период считался таким же значимым для изменения состояния, как рождение, брак или смерть. Какие изменения испытывает современный подросток?
Подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Значительные изменения происходят во всех сферах его жизни, что объясняет его название как «переходного» от детства к зрелости.
Этот возраст рассматривается как период формирования личности и перехода от зависимого детства, где правила жизни задают взрослые, к самостоятельной жизни.
В это время формируются стойкие образцы поведения, черты характера и методы эмоциональной реакции, которые в будущем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Поэтому семейная среда играет важную роль в создании условий, которые не только не затрудняют, но и способствуют здоровому развитию личности подростка.
Наблюдение за детьми в различных ситуациях показывает, что проявление типа темперамента зависит от мотивов и потребностей, стимулирующих деятельность: ребёнок может быть очень активным при выполнении важной и интересной работы и становиться медлительным, когда дело касается неинтересных задач.
В возрасте 13-14 лет происходит значительная перестройка системы ценностей и интересов. То, что ранее казалось важным, теряет свою ценность, и появляются новые идолы. Взаимоотношения с взрослыми и родителями часто наполняются протестом. Подростки тяготеют к необычному и часто увлекаются нестандартными течениями. Современные подростки проявляют ярко выраженное стремление к индивидуализации и утверждению своей личности.
Кризис подросткового возраста внешне проявляется через грубость, скрытность и нарочитость поведения, а также через сопротивление требованиям и желаниям взрослых. Подростки игнорируют замечания и уходят от обычного общения. Одной из сложностей является то, что подросток часто не может понять причины своих переживаний.
В этот период у подростков часто возникают беспричинные чувства тревоги, колебания в самооценке, они очень восприимчивы, склонны к конфликтам и могут страдать от депрессии. Они стремятся к тому, чтобы быть умными, красивыми, смелыми и способными в собственных глазах.
Переосмысление подростком собственного отношения к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие творческих способностей и общее удовлетворение жизнью. Учёба в это время уступает важность.
Одним из ключевых вопросов подросткового возраста является половое созревание. В этот период формируются психосексуальные установки и ориентации, происходят первые любовные переживания и эротические фантазии. Подросток меняется настолько, что этот период иногда называют "гормональной бурей" или "эндокринным штормом". Взрослым важно проявить такт и терпение, признать личную жизнь своих детей как самостоятельную сферу. Это способствует установлению или поддержанию доверительных отношений, желанию поделиться трудностями и радостями с близкими людьми и получить от них совет, а не только от друзей.
Начинается интенсивный и неравномерный физический рост, что делает подростков неуклюжими и диспропорциональными. Организм ребёнка быстро перестраивается, сопровождаясь многочисленными противоречиями. Часто возникает недовольство своим телом и внешностью, что приводит к экстремальным мерам, таким как диеты, спорт, или самоизоляция. Родители не должны особо беспокоиться по этому поводу, однако важно знать и учитывать эти аспекты при организации жизни подростка.
Подростки часто склонны к крайним оценкам собственных качеств и свойств. Они критически настроены к негативным сторонам своего характера, что может препятствовать установлению дружеских и межличностных отношений.
Самооценка подростка нестабильна: он может считать себя гением или ничтожеством. Любое незначительное событие может радикально изменить его восприятие самого себя. Эта противоречивая самооценка необходима для формирования зрелых критериев личностного развития.
У подростков часто недостаточно целостная и противоречивая самооценка, что может приводить к непредсказуемым поступкам. Они часто страдают от нестабильности в общественной, экономической и моральной среде, испытывая затруднения в поиске ориентации в ценностях и идеалах.
В этот период подростки могут проявлять пренебрежение к учёбе, иметь плохую успеваемость, не выполнять обязанности по дому, игнорировать выполнение домашних заданий или посещение занятий. Взрослые часто не замечают или не понимают этих изменений в поведении, что вызывает их беспокойство и недоумение.
Многие подростки тратят много «лишнего времени», однако часто не умеют заниматься содержательным досугом. У многих отсутствуют хобби, они не занимаются спортом или не посещают культурные мероприятия. В свободное время они часто предпочитают асоциальное поведение, такое как употребление алкоголя, наркотиков и других девиантных форм поведения.
Проведение времени без содержания побуждает подростков к поиску новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация становятся частью их альтернативного стиля жизни. Часто подростки гордятся своими «подвигами»: удачными выходками, хулиганством, драками или мелкими преступлениями. Оказывается, что для них драка может стать доступным видом развлечения, особенно когда нет других увлекательных занятий.
В дальнейшем, объясняя свои поступки, подростки часто искажают понятия нравственности, справедливости, смелости и храбрости.
На протяжении всего подросткового периода наблюдается выраженная динамика агрессивности. Агрессивные формы поведения характерны для большинства подростков.
Один из ключевых элементов микросреды, формирующей личность, – семейные отношения. Важно не столько семейный состав – полная, неполная, разведённая, сколько моральная атмосфера и взаимоотношения между взрослыми членами семьи и между взрослыми и детьми. В процессе совместной деятельности родители не только узнают лучше характер своих детей, но и дети лучше понимают своих родителей. Подросткам важна активная участие в совместных занятиях со взрослыми.
К сожалению, сегодня увеличивается число неблагополучных семей, где отсутствует должный контроль и воспитание со стороны родителей, что приводит к безнадзорности и отклонениям в поведении подростков.
Даже в внешне благополучных семьях часто возникают серьёзные психологические проблемы, способствующие кризисам в подростковом возрасте.
В семейной среде можно выделить четыре типичные неблагополучные ситуации:
Вот возможные пути решения проблемы:
Родители играют ключевую роль в жизни подростков, направляя их через периоды изменений и неопределённости. Разговоры о сложностях подросткового возраста, о том, какие вызовы они сталкиваются и как родители могут помочь, являются основой для установления доверительных отношений.
Рекомендации для родителей, которые мы рассмотрели, направлены на поддержку и взаимопонимание. Будучи внимательными к потребностям и переживаниям своих детей, родители могут снизить уровень конфликтов и повысить качество взаимодействия. Постоянное общение на равных, уважение к мнению подростка и открытость в разговорах создают атмосферу, где подросток чувствует себя понятым и поддержанным.
Важно также отметить, что эти рекомендации могут помочь выйти на новый уровень доверия между родителями и подростками. Когда подросток видит, что его интересы и чувства уважаются, он склонен открываться больше и делиться своими переживаниями. Это способствует укреплению эмоциональной связи и способствует здоровому развитию личности ребёнка.
Однако, в случае более серьёзных психологических проблем, таких как депрессия, тревожные расстройства или проблемы поведения, важно обратиться к профессиональному психологу. Психологическая поддержка и консультации помогут родителям и подростку разобраться в сложных ситуациях и найти эффективные стратегии решения проблем.
Таким образом, следуя рекомендациям и сохраняя баланс между поддержкой и руководством, родители могут значительно повлиять на психологическое благополучие своих детей в период подросткового возраста. Это время не только вызов, но и возможность для роста и укрепления семейных уз.
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог