31.08.24
Поделиться
Подростковая психология: основные теории

Подростковая психология: основные теории

Содержание:

    Подростковая психология изучает особенности психического здоровья подростков (возраст от 10 до 19 лет). Подростки – это уникальная группа, находящаяся между детством и взрослой жизнью, поэтому их потребности отличаются от потребностей как детей, так и взрослых.

    Работа в этой области требует учета того, что мозг подростка уже развит после детства, но еще не достиг зрелости взрослого человека.

    История подростковой психологии

    Понятие подросткового возраста появилось относительно недавно и было признано в США только в конце XIX века. Ранее подростков рассматривали как «маленьких взрослых». Теперь же стало очевидно, что развитие продолжается на протяжении всей жизни, и подростки значительно отличаются от взрослых с точки зрения психического и эмоционального развития.

    Исследования показали, что в этот период мозг подростка проходит через значительные изменения, влияющие на их поведение и восприятие мира.

    Ведущие теории подростковой психологии

    Жан Пиаже

    Жан Пиаже, известный детский психолог, изучал психологическое развитие детей и подростков. По его теории, подростки переходят от «конкретно-операционной стадии» к «формально-операционной стадии».

    На стадии конкретных операций дети начинают мыслить логически и осознавать, что их мнение – не единственное. Формально-операционная стадия позволяет развивать абстрактное мышление, понимать символику и формулировать гипотезы о мире.

    Однако, по Пиаже, не все достигают этой стадии – около трети взрослых так и не осваивают формальное мышление полностью.

    Эрик Эриксон

    Эрик Эриксон изучал развитие личности на протяжении всей жизни, включая подростковый период, который он разделил на несколько фаз:

    • Трудолюбие против чувства неполноценности (до 12 лет): развитие способности преодолевать трудности и осваивать новые навыки. Эта стадия описывает период, когда дети (обычно в возрасте от 6 до 12 лет) развивают чувство трудолюбия и стремление к достижению успехов. Если дети на этом этапе не чувствуют, что они успешны в учебе, социальной деятельности или других важных сферах, они могут развить чувство неполноценности.
    • Путаница идентичности и ролей (12-18 лет): формирование идентичности, осознание гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, политических и религиозных взглядов. На этом этапе часто возникают конфликты с родителями, поскольку подросток стремится к самостоятельности.
    • Близость против изоляции (с 18 лет): формирование интимных отношений, стремление избежать чувства одиночества.

    Типичное поведение подростка

    Родители часто задаются вопросом, какое поведение подростка можно считать нормальным. Подростковый период характеризуется желанием выйти за пределы установленных границ, что может приводить к конфликтам с родителями. Тем не менее, родителям важно найти баланс между поддержанием здоровых границ и установлением позитивных отношений с подростками.

    Когда обращаться за помощью к психологу?

    Нет минимального порога для обращения за помощью. Если подросток демонстрирует «бунтарское поведение» или родители сомневаются, стоит ли обращаться к специалисту, важно проконсультироваться хотя бы на первичном приеме. Асихолог сможет выявить проблемы в поведении и определить, что нужно делать дальше.

    Терапия подростков

    Терапия подростков отличается от терапии взрослых, поскольку их мозг и поведение находятся на другом этапе развития. Родителям важно помнить:

    1. Отношения с терапевтом — ключевой фактор. Доверие и взаимопонимание между подростком и терапевтом особенно важны.
    2. Конфиденциальность — основа успешной терапии. Родителям может быть трудно не вмешиваться, но сохранение приватности позволяет подростку довериться терапевту и извлечь максимальную пользу.
    3. Вопросы безопасности: Терапевты обязаны сообщать о случаях жестокого обращения и риске суицида. Важно обсудить с терапевтом, какая информация будет передаваться родителям.
    4. Терапия для подростков: Важно, чтобы подросток чувствовал себя свободно в выборе тем для обсуждения. Игры или беседы могут быть частью терапевтического процесса, особенно если они способствуют укреплению доверия.

    В заключении

    Признание необходимости терапии для подростка не свидетельствует о недостатках в воспитании. Наоборот, это важный шаг к тому, чтобы помочь подростку пройти через этот сложный этап жизни. У подростков уникальные потребности, и понимание этого поможет родителям обеспечить им необходимую поддержку.

    Онлайн психологи сервиса Life Help окажут вам и вашему ребенку профессиональную психологическую поддержку!

    Комментарии

    Показать еще
    Оставьте комментарий первым!
    Узнай больше в наших соц. сетях
    1 голоса

    Вы когда-нибудь ходили к психологу?

    Анонимный опрос
    1

    Я сейчас в терапии

    100%
    2

    Был опыт в прошлом

    3

    Пока только планирую

    4

    Ещё не пробовал(а)

    5

    Нет, не уверен(а), что хочу

    Записаться на консультацию к психологу

    Записаться на прием

    Также читают