Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Корпоративная психология — это прикладное направление, которое применяет принципы психологического консультирования в работе с сотрудниками компаний.
Корпоративный психолог — специалист с высшим образованием в области психологии. Он помогает сотрудникам избежать выгорания, снизить уровень стресса, разрешить конфликты; руководителям — улучшить дисциплину, атмосферу в коллективе и бизнес-показатели.
Корпоративная психология как отдельная область знаний начала формироваться ещё в начале XX века, когда учёные стали исследовать влияние разных факторов организации труда на его эффективность.
Одним из первых стал эксперимент американской компании, которая производила телефонное оборудование, в одном из филиалов — на фабрике Western Electric. Исследование проходило в четыре этапа с 1924 по 1932 год. Учёные наблюдали за небольшой бригадой и периодически меняли разные условия труда. Оказалось, что на производительность больше всего влияли неформальные отношения в коллективе и методы руководства.
Элтон Мэйо, один из организаторов эксперимента, психолог и социолог, заложил основы так называемой «школы человеческих отношений» — гуманистически ориентированного направления в теории менеджмента. Позже наблюдение за работой малых групп продолжили другие исследователи, чтобы разработать методы психологии управления.
В 1960 году появились «теории X и Y» Дугласа Макгрегора. Они описывали два противоположных подхода к руководству и мотивации сотрудников: авторитарный и демократический. Макгрегор считал успешным такое управление, при котором возможно предвидеть, какой из стилей будет эффективным. Другой исследователь, Ренсис Лайкерт, вместе с коллегами сделал вывод, что лучшие руководители работают по самым демократичным принципам равноправия и участия.
Американская психологическая ассоциация признала корпоративную психологию отдельным направлением в 1973 году. Тогда ему присвоили другое название — «индустриально-организационная психология». В 1991 году во Франции учредили Европейскую ассоциацию трудовой и организационной психологии, которая проводит исследования и международные конференции, выпускает тематические журналы.
Крупные американские компании начали приглашать корпоративных психологов в штат, начиная с 2000-х. В Россию тренд пришёл позже, но быстро закрепился. Сейчас штатный психолог в российской компании — скорее исключение, чем правило: работодатели чаще компенсируют сотрудникам стоимость индивидуальных сеансов на онлайн-сервисах или приглашают специалистов для решения разовых задач.
Знания и навыки для работы корпоративные психологи получают в рамках магистерских программ вузов по направлению «Организационная психология» или на курсах повышения квалификации.
Основная задача корпоративного психолога обычно совпадает с главной целью собственников и руководителей компании — повысить эффективность бизнеса. Специалисты делают это в рамках этического кодекса профессии.
Например, если сеансы с психологом помогут человеку понять, что он не реализуется в своей сфере, обнаружить желание её сменить — это будет хорошо для компании. Ведь сотрудник мог прийти к такому выводу через выгорание, провал в результатах, конфликты с коллегами или руководством. Работа с психологом в таком случае позволяет избежать проблем для каждой из сторон.
Часть задач, которые решает корпоративный психолог, пересекается со сферой HR. Например, когда компания нанимает топ-менеджера, специалист может оценить его психоэмоциональные качества и дать заключение — справится ли человек с обязанностями на конкретной позиции. Психолог поможет ключевым сотрудникам развить необходимые «мягкие» навыки, чтобы занять новую должность, справиться со страхом ответственности, преодолеть барьеры в делегировании, управлении командой.
Специалиста в области корпоративной психологии приглашают и для решения других задач:
преодолеть конфликты внутри компании;
повысить нематериальную мотивацию сотрудников;
предотвратить выгорание и психосоматику;
найти причины «текучки» персонала и устранить их;
использовать неочевидные способы улучшить бизнес-показатели.
Корпоративные психологи применяют методики разных направлений: от психоанализа и гештальта до коучинга и арт-терапии. Чтобы понять, что подойдёт лучше, проводят диагностику одним из следующих способов.
Опросные методы — это анкетирование с возможностью дать развёрнутые ответы или беседа с психологом. Они помогают получить подробную обратную связь от сотрудников компании.
Тестирование по стандартизированным научным методикам используют, чтобы оценить уровень коммуникативных и организаторских навыков, эмоционального интеллекта.
Наблюдение применяют, чтобы исследовать поведение сотрудников в малых группах, — например, в небольшом отделе компании, где коллеги часто взаимодействуют друг с другом.
Эксперименты проводят в рамках групповых тренингов или тимбилдинга. Например, моделируют ситуацию, в которой сотрудникам нужно вместе достичь определённой цели. Обычно в таких условиях проявляются личностные особенности, привычные стратегии поведения в коллективе, становятся очевидными проблемы отношений внутри конкретной группы.
Формат работы корпоративного психолога зависит от запроса. Это могут быть групповые занятия, парные — например, когда нужно разрешить конфликт двух сторон, — или индивидуальные.
Психолог может быть штатным сотрудником компании, к которому всегда можно записаться на очную или онлайн-консультацию, либо приглашённым специалистом, который решает задачи бизнеса точечно, по запросам.
Перечислим основные проблемы, с которыми компании обращаются к специалистам такого профиля.
Конфликты, напряжённая атмосфера. Частые проблемы в компаниях — столкновение интересов коллег, нарушения этики профессионального общения, неконструктивная критика со стороны руководства. Всё это создаёт неблагополучную психологическую атмосферу, которая снижает мотивацию и продуктивность работы. Если общение с коллегами опустошает, не хочется приходить в офис — стоит обсудить проблему с руководителем или обратиться к корпоративному психологу напрямую.
Проблемы с дисциплиной. Если сотрудники сидят в интернете вместо выполнения задач, не соблюдают регламенты, часто опаздывают — руководители могут вводить штрафы, системы учёта рабочего времени, устанавливать камеры. Но такие методы только увеличивают дистанцию между ними и подчинёнными, а иногда приводят к потере ценных кадров. Проблема может быть не в самоорганизации сотрудников, а в отношениях внутри коллектива или методах управления. Разобраться, в чём дело, поможет работа с корпоративным психологом.
Низкая эффективность труда. Если нормы выработки выставлены адекватно, но сотрудники вдруг перестают достигать их, и это не единоразовая история — обратите внимание на психологический климат. Не стоит начинать сразу с поиска «виноватых» и, тем более, импульсивных увольнений. Корпоративный психолог поможет найти причины и справиться с ними, чтобы сохранить позиции и одновременно улучшить результаты.
Высокая «текучка» кадров. Когда сотрудники недовольны соотношением уровня своего дохода и нагрузки, руководство не прислушивается к проблемам, которые возникают у подчинённых, атмосфера в компании нездоровая — большинство людей начинает искать новую работу. Чтобы этого избежать и удерживать персонал надолго, стоит обратиться к корпоративному психологу.
Проблема выгорания. Если сотрудник перестаёт проявлять инициативу и интерес к текущим задачам, часто берёт отгулы или больничный — это может быть сигналом о потребности в работе с психологом. Специалист может разработать программу профилактики этого состояния для компании, обсудить с руководством вопросы регулирования нагрузки, отношения к переработкам.
Индивидуальные психологические трудности, связанные с работой, могут мешать сотрудникам эффективно выполнять задачи и развиваться. Это может быть высокая тревожность, страх перед ответственностью, неуверенность, «синдром самозванца». Справиться помогут консультации с психологом онлайн или очно — хорошо, когда компания предлагает такую возможность.