Перинатальная психология

2950 за онлайн консультацию

Записаться на консультацию

Перинатальная психология — это наука, которая изучает возникновение, динамику и особенности развития взаимосвязи между матерью и ребёнком от зачатия до первых лет его жизни.

Перинатальный психолог — специалист с высшим образованием, который прошёл дополнительное обучение и оказывает психологическую помощь семьям во время планирования, ожидания, рождения и раннего развития детей.

История перинатальной психологии

Основатели психоанализа обращались к проблемам перинатальной психологии. Зигмунд Фрейд придавал большое значение процессам внутриутробного периода и переживаниям при рождении, считал, что они влияют на развитие тревожности и невротических симптомов в будущем. Основой отношения ребёнка к матери он называл «принцип наслаждения»: младенец стремится получить удовольствие, утоляя голод молоком.

История перинатальной психологии как отдельной науки началась с монографии Отто Ранка — австрийского психоаналитика, последователя Фрейда. В 1924 году вышла книга «Травма рождения и её значение для психоанализа», где он сформулировал идею, что рождение ребёнка — это психическая травма. Суть её состоит в отделении от матери. Пока плод пребывает в утробе, он находится под защитой, это безмятежный, спокойный период. Когда ребёнок оказывается во внешнем мире, возникает неосознанное стремление вернуться к первоначальному состоянию. Этот внутренний конфликт сохраняется во всех его будущих восприятиях. Ранк трактовал с этой точки зрения любые неврозы и сновидения.

Британский детский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт утверждал, что психическое развитие ребёнка зависит от адекватности материнской заботы. Связку «мать — дитя» он считал системой, имея в виду, что они находятся в постоянном взаимодействии, которое регулирует жизнь младенца. Винникотт развивал теорию объектных отношений, утверждавшую, что ранний опыт взаимодействия со значимым взрослым формирует способность создавать и поддерживать отношения в будущем.

Английский психолог и педиатр Джон Боулби связывал развитие психических и моторных функций у ребёнка с потребностью стать ближе к матери, которая обеспечивает безопасность. Боулби считал потребность в близости базовой. Если её удовлетворяют в возрасте до года, то у ребёнка развивается уверенность в своих силах, он может «отпустить» мать на большее расстояние и начать познавать мир. В обратном случае малыш испытывает тревогу и занят поиском безопасности.

Мэри Эйнсворт в 1950-х экспериментально подтвердила теорию Боулби, установила, что отношения матери и ребёнка складываются в первые три месяца жизни и определяют качество будущей привязанности. Мать, которая экспрессивно выражает эмоции, часто берёт дитя на руки и ведёт себя предсказуемо, благоприятно влияет на его развитие. Эйнсворт выделила три типа привязанности на основе наблюдения реакции детей на разлуку с матерью: безопасную, избегающую и амбивалентную.

Французский психоаналитик Франсуаза Дольто отмечала, что негативные события в семье во время беременности могут сформировать у ребёнка невроз, особенно если женщине не с кем разделить свои переживания. Российский психотерапевт А. И. Захаров обнаружил, что большинство детей, чьё пренатальное развитие осложнила угроза выкидыша, а также чьи матери испытывали наиболее сильный стресс, в будущем чаще других страдают от невроза страха.

Перинатальная психология как самостоятельная наука начала формироваться за рубежом в последней трети ХХ века, а в России — с конца 1990-х. Сейчас она активно развивается: регулярно проходят конференции и конгрессы по проблемам раннего развития и родительства, исследователи разрабатывают новые подходы, издают монографии и учебники.

Концепции перинатальной психологии

Биопсихосоциальный подход

Это современная интегративная модель перинатальной психологии, которая объединяет биологические, психологические и социальные теории репродуктивного процесса. Основными из них являются:

  • теория Отто Ранка о травме рождения;

  • идеи Дональда Винникотта о системе «мать — дитя», объектных отношениях;

  • теория привязанности Джона Боулби и Мэри Эйнсворт;

  • концепция Ухтомского — Аршавского о материнской доминанте;

  • теория личности В. Н. Мясищева;

  • системный подход к психологии семейных отношений и семейной психотерапии.

Теория доминант

Принцип доминанты сформулировал А. А. Ухтомский. Суть его теории заключается в том, что при каждом физиологическом процессе возникает определённая доминанта — очаг временно устойчивого возбуждения центральной нервной системы, который создаёт готовность организма к конкретной деятельности.

Доктор биологических наук И. А. Аршавский обратил внимание на то, что изменения в женском организме при беременности создают благоприятные условия для нормального развития плода и носят доминантный характер. Учёный предложил термин «гестационная доминанта», чтобы обозначить этот механизм.

Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) проявляется в отношении женщины к беременности и будущему ребёнку, создаёт определённое эмоциональное состояние и поведенческие стереотипы. Выделяют разные типы ПКГД: оптимальный, игнорирующий, эйфорический, тревожный, депрессивный. Только оптимальный благоприятен для развития плода, а остальные считают показаниями к психотерапии женщины. Согласно исследованиям, в 68% случаев при незапланированной беременности выявляют неблагоприятный тип ПКГД.

Аршавский предложил также понятие «материнской доминанты», в которую он включил последовательно гестационную, родовую и лактационную. У каждой из них есть физиологический компонент и психологический, который подлежит диагностике и коррекции — при необходимости.

Являетесь психологом и хотите развиваться вместе с Life Help?

Запись на бесплатные интервизии

Матрицы Грофа

Особую роль в развитии перинатальной психологии отводят теории Станислава Грофа. Его исследования показали, что во время беременности матери и родов ребёнок получает опыт переживаний, следы которого создают базовые перинатальные матрицы. Это устойчивые структуры, определяющие отношение к событиям, реакции, стили поведения.

Матрица невинности образуется с момента зачатия до начала схваток. В благополучном варианте малышу комфортно и спокойно, он ощущает единство с окружающим его миром и защищённость. Если мать находится в сильном стрессе или хочет прервать беременность, ребёнок может чувствовать себя одиноким, покинутым. В будущем такой человек будет видеть мир враждебным по отношению к нему, испытывать обречённость, трудности с принятием решений и ответственностью за них.

Матрица жертвы формируется в период от начала схваток до открытия родовых путей. Эта ситуация нарушает спокойствие и безопасность ребёнка. Схватки приносят ему физический дискомфорт, но возможности выхода ещё нет. Вариант проживания этого периода определяет отношение человека к «безвыходным» ситуациям. Если всё пройдёт благополучно, у него будет уверенность, что таковых не бывает. В обратном случае непростые обстоятельства будут вызывать ощущение безысходности, вину, тревогу.

Матрица борьбы создаётся при прохождении по родовым путям. Ребёнок проживает состояние, метафорически похожее на смерть или глобальную катастрофу. При этом он стремится выбраться наружу и активно участвует в происходящем. Этот период даёт опыт концентрации на достижении цели. Те, кто его не получают из-за кесарева сечения, в трудных ситуациях склонны ожидать помощи извне.

Матрица любви и свободы образуется в момент рождения. Ребёнок выходит в бесконечное пространство, ощущает освобождение. Когда завершается фаза стресса, он снова чувствует единство, как на первом этапе, но уже с новой окружающей реальностью и с учётом всего прожитого опыта. Если процесс складывается удачно, то человек воспринимает себя частью этого мира. Малыш, который получает травму, например, из-за нехватки кислорода, может в будущем чувствовать себя беззащитным.

Направления психологической практики

Выделяют три направления практической перинатальной психологии.

1. Подготовка к родам и родительству. Это групповые занятия на курсах и в школах для будущих мам и пап. Специалисты, практикующие очно или онлайн, — психолог, акушер — обучают техникам дыхания, расслабления, управления эмоциями, облегчения родов, гимнастике. Сеансы, которые включают методы арт-терапии, помогают развить творческие способности, сформировать образ будущего ребёнка, проработать ожидания от родов.

2. Индивидуальное консультирование. Применяют психоаналитические подходы, направленные на проработку личностных трудностей матери, клиент-центрированную терапию. Иногда сеанс с психологом нужен отцу, чтобы справиться со стрессом, тревогой, понять, что переживает супруга в период беременности или после родов, получить информационную поддержку.

3. Психологическая помощь парамсемейная терапия. Супруги чаще всего приходят вместе к специалисту, когда желанная беременность долго не наступает. Это серьёзный кризис для пары, который проверяет отношения на прочность. Работа с психологом поможет снять лишнюю тревожность, выйти на более открытый диалог, устранить психосоматический фактор.

Когда стоит обратиться к специалисту

Консультация с психологом поможет, если:

- вы испытываете трудности с зачатием и подозреваете психосоматику;

- хотите психологически подготовиться к родам, материнству или отцовству;

- столкнулись со стрессом, тревогой, переживаниями во время беременности;

- находитесь в тяжёлом эмоциональном состоянии после родов;

- вам пришлось пережить прерывание беременности или потерю ребёнка.

Проверенные специалисты Life Help готовы вас поддержать и оказать профессиональную помощь. Нажмите на кнопку "Подобрать психолога", чтобы выбрать дату и время онлайн-консультации.

Хотите начать личную терапию, чтобы избежать выгорания и проработать собственный болезненный опыт?

Подобрать психолога