Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Профориентация — это процесс, который помогает человеку исследовать особенности своей личности и мышления, выяснить профессиональные предпочтения, определить подходящее направление для учёбы и будущей деятельности.
Карьерное консультирование — встречи с целью решения задач клиента, связанных с поиском работы и сменой должности. Специалист помогает определить сильные стороны и компетенции, составить резюме, подготовиться к собеседованию, чтобы уверенно презентовать себя, профессиональные достижения и опыт.
Если вы хотите сменить род занятий и место работы, нужно действовать поочерёдно в двух направлениях: сначала выбрать дело по душе, затем устроиться в компанию, где вы сможете им заниматься. Иногда в решении этих задач помогает один специалист за несколько консультаций.
Профориентолог может иметь образование в сфере психологии, но это не обязательное условие для начала практики. Достаточно пройти курсы повышения квалификации с любой специальностью вуза. Однако знания и навыки в области психологии делают консультации более глубокими, помогают детально рассмотреть особенности личности клиента, чтобы учесть их при выборе профессии.
Карьерный консультант — это человек, который ориентируется на рынке найма, отлично знает специфику одной или нескольких сфер, где поддерживает контакты. Что касается образования — это могут быть специализированные курсы или сертификация в сфере коучинга.
Профессиональная ориентация в России существует уже более 100 лет. Первая в стране служба по «приисканию» работы возникла в 1897 году, и тогда же вышла книга профессора Петербургского университета Н. Киреева «Выбор факультета и прохождение университетского курса», где он рассмотрел причины ошибок молодёжи при планировании будущего. Гимназисты чаще всего выбирали специальность вуза по перспективам удачной карьеры и материального благополучия, поэтому медицинский и юридический факультеты были переполнены. Киреев безвозмездно помогал молодым людям сделать профессиональный выбор, позже эта инициатива перешла в гимназии.
Профориентационная работа и трудовая подготовка были важными темами марксистской идеологии. В 1921 году по распоряжению В. Ленина был создан Центральный институт труда, где спустя год открыли лабораторию, которая занималась вопросами профориентации. Затем подобные лаборатории стали появляться в других научных учреждениях. С 1927 по 1933 годы в стране открыли десятки так называемых «бюро профконсультаций», которые подбирали рабочих и специалистов для заводов, фабрик и учреждений с учётом индивидуальных особенностей.
Одной из главных задач созданной системы было распределить подростков по школам фабрично-заводского ученичества. Врачи в лабораториях исследовали показания и противопоказания к профессиям, психологи формировали профессиограммы. Профконсультации заключались в диагностике склонностей и способностей подростков с целью определить, насколько они соответствуют определённому роду занятий. Сессии были разовыми, лаборатории и бюро не взаимодействовали со школами. Систему школьной профориентации только начали разрабатывать в 1930-х, но уже в 1937 году эту работу, как и трудовое обучение подростков, запретили.
Возрождение началось в период «оттепели», в конце 1950-х: появились специальные исследовательские группы и лаборатории, был создан НИИ трудового обучения и профориентации. Вопросы самоопределения подрастающих граждан стали ключевыми при реформировании общеобразовательной и профессиональной школ в 1980-х. Открылись десятки региональных центров профориентации молодёжи, для учащихся средних классов ввели курс по основам производства и выбору профессии, начали активную подготовку профконсультантов — при том, что практических психологов ещё массово не обучали.
В 1990-х профориентация из школ перешла в службы занятости, внимание к ней пошло на спад, но уже в следующем десятилетии пробел снова начали восполнять. Сейчас Министерство просвещения реализует проекты профориентации школьников на федеральном уровне. Представители крупного бизнеса открывают предпрофессиональные классы под свои кадровые потребности, проводят уроки, где рассказывают о профессиях и карьерных перспективах. В 2023 году во всех школах страны внедрили единую модель профориентационной деятельности для учащихся 6-11 классов, в том числе детей с инвалидностью и ОВЗ.
Вопрос самоопределения сейчас актуален не только для молодёжи. Профессии больше не выбирают на всю жизнь, некоторые из них перестают быть востребованными, возникают новые, современные. Профориентологи помогают вовремя сориентироваться и принять точное решение. Кроме того, конкуренция на рынке труда вынуждает соискателей внимательно и качественно готовиться к поиску работы. Поэтому услуги карьерного консультирования, которые появились у нас в стране совсем недавно, в конце 2010-х, обретают всё большую популярность.
Есть три основных подхода, которые комплексно применяют как профориентологи, так и карьерные консультанты.
1. Трейт-факторный подход опирается на принцип соответствия работы особенностям личности и способностям человека. Основатели его считали, что способности и характеристики личности можно измерить и количественно оценить. Американский психолог, профессор социологии Джон Льюис Голланд выделил шесть категорий, по которым классифицировал типы личностей и профессиональной среды: реалистичный (прагматичный), художественный, исследовательский, инициативный, социальный и конвенциональный.
Чем больше склонности человека соответствуют требованиям профессии, тем выше его удовлетворение работой. Например, человеку с художественным типом вряд ли будет комфортно в должности бухгалтера. По мнению Голланда, чтобы верно выбрать карьерный путь, человеку нужно иметь представление о своём личностном типе и о сути профессии. Учёный разработал тест, который помогает выявить преобладающие и менее выраженные профессиональные склонности, чтобы выбрать сферы, где человек сможет преуспеть.
2. Психодинамическое консультирование — подход, основанный на исследованиях Анны Роу. Её работы акцентируют внимание на бессознательных мотивах и удовлетворении эмоциональных запросов. Роу утверждает, что профессиональные интересы изначально формирует взаимодействие между родителями и детьми. Выбор карьеры, по её мнению, связан со стремлением восполнить эмоциональные потребности, которые не были удовлетворены в раннем возрасте внутри семьи.
Например, если родители были гиперопекающими или слишком многого требовали от ребёнка, он выберет карьеру, которая обеспечит ему общественное признание. И наоборот — дети, чьи мама и папа были отстранёнными, склонны работать в научной и технической сферах, с идеями или предметами. Если же родители принимают ребёнка и при этом поощряют его независимость, он может выбрать сбалансированную сферу — преподавание, консультирование.
3. Теория Сьюпера и Гинзберг рассматривает карьеру как процесс реализации «Я-концепции», где личные представления о себе влияют на профессиональные действия. Дональд Сьюпер выделяет пять стадий карьерного роста, у каждой из которых есть задача развития:
1) рост — с рождения до 14 лет формируется самовосприятие, интерес к разным занятиям;
2) исследование — с 15 до 24 лет мы изучаем мир профессий, уточняем своё предпочтение;
3) завоевание положения — с 25 до 44, это период становления в подходящей сфере;
4) поддержание стабильности — 45-64 года, здесь важно сохранить достигнутое;
5) спад — 65+, время выхода на пенсию, поиска новых интересов.
Кроме перечисленных подходов, специалисты могут опираться на знания в области психологии, коучинга, управления персоналом, применять методики и техники из разных областей, чтобы помочь клиенту решить его задачи.
Профориентологи работают с детьми и взрослыми — конкретные задачи консультаций будут разными, но главная цель одна: помочь в самоопределении. Рассказываем, какие результаты даёт профориентация людям в разном возрасте.
Дошкольникам и младшеклассникам. Детская профориентация — это помощь в выборе занятий по интересам, которые потенциально могут определить сферу деятельности в будущем. Важно, чтобы это были не только разговорные консультации, но и практические занятия, где ребёнок получит опыт и впечатления.
Учащимся средней школы. Профориентация для школьников 7-9 классов направлена, прежде всего, на выбор профиля углублённого обучения. Важно понять, на какие группы предметов стоит сделать основной упор, учитывая интересы и способности ребёнка.
Есть пять основных направлений, на основе которых формируют профильные классы:
технологическое — с углублённым изучением математики, физики, информатики;
естественно-научное — с акцентом на химию и биологию;
гуманитарное — для тех, кому нравится учить языки, литературу, историю;
социально-экономическое — для будущих юристов и дипломатов, с упором на обществознание, географию, иностранные языки;
универсальное — для тех, чей выбор профессии не соответствует другим профилям и кто ещё не определился.
Ранняя профориентация детей помогает облегчить подготовку к экзаменам, поступление в колледж или вуз, создать внутреннюю мотивацию к успешной учёбе.
Старшеклассникам. Профориентолог помогает учащимся 10-11 классов скорректировать стратегию, когда профильный класс уже выбран, но сомнения остались. В этот период школьники определяются с предметами для ЕГЭ, начинают активнее заниматься с репетиторами, посещают дни открытых дверей вузов. Консультация с профориентологом может стать решающим шагом, чтобы составить верный план и определить будущее подростка.
Студентам. Если не изучить заранее свои предпочтения и не присмотреться к реалиям профессии, на первом-втором курсе может прийти разочарование в выборе специальности. Успешная профориентация студентов помогает точно скорректировать направление, чтобы всё-таки получить диплом. Если же учиться было интересно, но к концу последнего курса ещё не появилось понимания, кем хочется работать, — это тоже запрос профориентологу.
Взрослым. Проблема самоопределения может возникнуть в любом возрасте. Многие бывшие когда-то востребованными профессии сейчас исчезают, появляются новые, у людей меняются интересы и возможности. Профориентолог поможет сориентироваться в перспективах и создать новую стратегию.
Итак, к профориентологу стоит обратиться, если вы:
- внимательный родитель — хотите помочь ребёнку выбрать подходящую профессию;
- студент — думаете о смене специальности, не знаете, кем работать после вуза;
- не видите перспектив в своей сфере, мечтаете сменить род занятий, но пока не уверены в выборе, ищете поддержку, ответы на вопросы.
Карьерный консультант поможет:
- сформулировать цель и критерии желаемой позиции;
- проанализировать опыт, навыки, компетенции;
- составить «сильное» резюме;
- подготовиться к собеседованию;
- проанализировать ошибки и отказы;
- в результате — найти работу мечты.
Специалисты Life Help готовы помочь вам в вопросах профориентации и построения карьеры. Перейдите по ссылке, чтобы выбрать удобные дату и время онлайн-консультации.