Схема-терапия

Записаться на консультацию

Схема-терапия — это метод, который помогает изменить глубинные деструктивные убеждения человека, сформированные в детстве, — о себе, мире и отношениях с другими людьми.

Схема-терапевт — специалист с высшим образованием в области психологии, который прошёл повышение квалификации по направлению. Это может быть психолог-консультант или психотерапевт, работающий с расстройствами личности.

История схема-терапии

Пример того, как работают схемы, впервые показал британский психолог Фредерик Бартлетт в 1930-х. Он исследовал, как люди запоминают и воспроизводят информацию, и обнаружил, что мы искажаем её, чтобы подвести под стереотипы.

Бартлетт сделал вывод, что памятью управляют схемы: вместо того чтобы фиксировать все детали, мы соотносим общую картину с уже имеющимся представлением о подобных событиях или ситуациях. Например, участникам эксперимента прочитали рассказ о человеке, который шёл в ресторан. Позже они вспомнили указания на то, как он ел или платил по счёту, хотя эти действия не упоминались в истории.

Жан Пиаже, психолог из Швейцарии, изучал детское когнитивное развитие и сделал вывод, что мы адаптируемся к миру через два процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Первый — это использование схем, которые уже есть у ребёнка. Например, он знает, что нужно делать, чтобы взять игрушку. Второй процесс, аккомодация, — это изменение схемы применительно к новой задаче. Если ребёнку дадут лист бумаги, он возьмёт его двумя пальцами, а мячик захватит всей рукой.

Пиаже показал, что мы можем менять схемы, когда получаем новый опыт. Однако автор теории когнитивного диссонанса Леон Фестингер обнаружил, что схемы «защищаются» от преобразований, а люди неосознанно ищут подтверждение старым стереотипам.

Например, ребёнок получал одобрение родителей только за отличные оценки. Он вырастает и находит партнёра, который больше интересуется его увлечениями, желаниями вместо достижений. Часто в таком случае человек продолжает искать одобрения и похвалы у близкого, ему трудно расслабиться, перестать стремиться к мнимому идеалу: «Вдруг тогда меня перестанут любить». Если же это всё-таки происходит — значит, схему удаётся исправить.

Схемы, которые мешают нам адаптироваться к ситуациям и строить гармоничные отношения, изучал в 1990-х американский психолог Джеффри Янг. Он был учеником Аарона Бека — создателя классической когнитивно-поведенческой терапии. Янг наблюдал за клиентами, которые всю жизнь страдали от психологических трудностей и слабо реагировали на КПТ, составил список проблем, с которыми они сталкивались. Учёный выяснил, что развитие схем происходит из-за невозможности удовлетворить базовые эмоциональные потребности ребёнка: в привязанности, автономии, границах, выражении чувств и спонтанности.

Концепции схема-терапии

Чтобы понять суть схема-терапии, стоит изучить содержание основных терминов, которые сформулировал Джеффри Янг.

Ранней дезадаптивной схемой называют саморазрушительный эмоциональный и когнитивный паттерн, который зарождается в детстве и повторяется в будущем. Поведение — это не часть схемы, а реакция на неё. Схема — это то, что человек «знает», подсознательно считает правильным, и поэтому поступает так, а не иначе, даже когда действует себе во вред.

Джеффри Янг выделил 18 дезадаптивных схем и сгруппировал их в 5 категорий неудовлетворённых эмоциональных потребностей. Эти категории он назвал «доменами». Рассмотрим их содержание.

1. Нарушение связи и отвержение. Схемы этой группы заставляют ожидать, что мы не сможем получить стабильность, безопасность, заботу, уважение и принятие, сопереживание, вообще поговорить о чувствах. Возникают из-за отстранённого, непредсказуемого или жестокого, отвергающего, холодного поведения значимых взрослых в семье.

Схемы, которые входят в домен:

  • эмоциональная депривированность;

  • недоверие и ожидание жестокого обращения;

  • нестабильность или покинутость;

  • социальная отчуждённость;

  • дефективность, стыдливость.

2. Нарушение автономии. Эти схемы подразумевают, что у человека есть ожидания в отношении себя и других, которые препятствуют независимой жизни и успеху в делах. Значимые взрослые в детстве подрывали самооценку ребёнка, чрезмерно опекали, не поддерживали попытки достичь чего-то за пределами семейного круга.

Схемы этой группы:

  • зависимость, беспомощность;

  • уязвимость;

  • «запутанность» или неразвитая идентичность;

  • неуспешность.

3. Направленность на окружающих. Эти схемы заставляют концентрироваться на желаниях, чувствах, реакциях окружающих в ущерб своим потребностям, чтобы заслужить одобрение и любовь, поддержать ощущение связи или избежать наказания. Человек может подавлять гнев, личные предпочтения или не осознавать их.

Такие паттерны формируются в семьях, где желания и эмоциональные потребности родителей — либо статус и социальное признание — считают более значимыми, чем индивидуальные потребности и чувства детей.

Схемы домена:

  • покорность (подчинение потребностей или эмоций);

  • самопожертвование;

  • поиск одобрения.

4. Чрезмерная ответственность и жёсткие стандарты. Схемы вынуждают подавлять спонтанные чувства, желания и выбор, соблюдать правила в ущерб счастью, самовыражению, отдыху, близким отношениям или даже здоровью.

Семья в детстве слишком серьёзная, требовательная, в ней наказывают за ошибки. Успешность, выполнение обязанностей и соблюдение правил считают важнее удовольствий, радости, проявления эмоций. Взрослые склонны к пессимизму и уверены, что если забыть о бдительности и осторожности, всё пойдёт не так.

Схемы:

  • негативизм, пессимизм;

  • подавление эмоций;

  • придирчивость;

  • пунитивность — убеждение, что люди должны быть наказаны за проступки.

5. Нарушение границ. Это группа схем, которые мешают уважительно относиться к правам других людей, сотрудничать с ними, выполнять принятые обязательства, достигать личных целей. Причины — вседозволенность и потакание в семье, недостаток дисциплины или наоборот, подавление мнения ребёнка за счёт родительского авторитета, нехватка наставничества и поддержки.

Схемы этой группы: особые права или величие (грандиозность), недостаточность самоконтроля.

Режимы функционирования схем — это эмоциональные состояния и реакции, которые мы переживаем, когда сталкиваемся с триггерами. Джеффри Янг выделяет 10 режимов и делит их на 4 категории: детские, дезадаптивные копинговые, дисфункциональные родительские и режим здорового взрослого.

Цель схема-терапии — укрепить последний: специалисты учат клиентов смягчать и регулировать схемы, помогают их исцелить. Метод сочетает в себе элементы КПТ, теорий привязанности и объектных отношений, гештальт-терапии, психоанализа, которые объединяются в общую концептуальную модель.

Особенности и стиль терапевтических отношений в этом подходе определяют как «замещающее родительство». Психолог помогает восполнить пробелы, которые оставили реальные родители, по разным причинам не сумевшие удовлетворить базовые эмоциональные потребности ребёнка.

Являетесь психологом и хотите развиваться вместе с Life Help?

Записаться на бесплатные интервизии

Практические техники

Приёмы, которые предлагает специалист, чтобы снизить или устранить влияние схем, делятся на три вида: когнитивные, экспериенциальные и поведенческие.

Когнитивные техники используют мышление и логическую аргументацию, чтобы опровергнуть обоснованность схем. Терапевт помогает клиенту понять, что схема — это результат ошибочного «научения», а не врождённое свойство личности.

Экспериенциальные техники позволяют бороться со схемой на уровне эмоций. Для этого подходят методики арт-терапии, ролевые игры. Клиент воссоздаёт неприятную ситуацию, которая случилась с ним в детстве, в форме образов и диалогов, выражает чувства, противостоит обидчикам, защищает и утешает своего внутреннего ребёнка.

Поведенческие техники — это домашние задания, которые специалист предлагает клиенту, чтобы заменить дезадаптивные реакции новыми паттернами. Сеанс с психологом или психотерапевтом включает планирование новых моделей поведения и их практику в ролевых играх или воображении.

В каких случаях подходит схема-терапия

Если у вас было трудное детство. Дезадаптивные схемы — обычно результат хронического неудовлетворения эмоциональных потребностей ребёнка внутри семьи. Поэтому работа с ними необходима тем, кто рос в психологически неблагополучных условиях.

Если вы пробовали КПТ, и она не помогла. Схема-терапия отличается от когнитивно-поведенческой тем, что работает с самыми устойчивыми шаблонами в мышлении, эмоциях и поступках. В практических техниках задействуют воображение, чтобы «исправить» негативные обстоятельства прошлого, которые привели к формированию схемы. Формат отношений с терапевтом — «замещающее родительство» в отличие от партнёрства в КПТ — способствует исцелению глубинных травм.

Если диагностировано хроническое расстройство личности. Схема-терапия подходит тем, у кого слабо выражены симптомы депрессии, тревожного расстройства, ПТСР или РПП, но есть ощущение, что «так было всю жизнь», это состояние фоново присутствует уже очень давно.

Если расстройство в острой фазе — например, это булимия, глубокая депрессия, тяжёлые приступы паники — сначала нужно облегчить симптомы при помощи КПТ либо препаратов, которые назначит психотерапевт или психиатр.

Когда стоит обратиться к специалисту

Консультация с психологом, который работает в направлении схема-терапии, будет полезна, если вы:

- каждый раз выбираете «не тех» партнёров: отстранённых, критикующих, зависимых;

- не достигаете желаемых результатов в карьере, хотя делаете многое;

- не чувствуете радости и полноты жизни, привыкли сдерживать, подавлять эмоции;

- не можете сказать «нет», ощущаете, что эти пользуются окружающие;

- предъявляете жёсткие требования к себе, сильно переживаете из-за ошибок;

- ограничиваете себя в действиях и решениях под влиянием страхов;

- привыкли подстраиваться в отношениях, не можете заявить о своих желаниях;

- часто ищете одобрения и признания у других, боитесь отказа или отвержения.

Пройти схема-терапию можно онлайн: психологи Life Help готовы помочь вам в решении этих и других запросов. Перейдите по ссылке, чтобы выбрать дату и время сеанса

Хотите начать путь к изменениям с подходящим вам специалистом?

Хочу подобрать сам психолога

Нужна помощь в подборе?

Запишитесь на бесплатную 20-минутную онлайн-встречу:

На ней психолог-консультант:

  • поможет вам определиться с запросом

  • порекомендует самый эффективный метод терапии

  • подберет психолога