Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Схема-терапия — это метод, который помогает изменить глубинные деструктивные убеждения человека, сформированные в детстве, — о себе, мире и отношениях с другими людьми.
Схема-терапевт — специалист с высшим образованием в области психологии, который прошёл повышение квалификации по направлению. Это может быть психолог-консультант или психотерапевт, работающий с расстройствами личности.
Пример того, как работают схемы, впервые показал британский психолог Фредерик Бартлетт в 1930-х. Он исследовал, как люди запоминают и воспроизводят информацию, и обнаружил, что мы искажаем её, чтобы подвести под стереотипы.
Бартлетт сделал вывод, что памятью управляют схемы: вместо того чтобы фиксировать все детали, мы соотносим общую картину с уже имеющимся представлением о подобных событиях или ситуациях. Например, участникам эксперимента прочитали рассказ о человеке, который шёл в ресторан. Позже они вспомнили указания на то, как он ел или платил по счёту, хотя эти действия не упоминались в истории.
Жан Пиаже, психолог из Швейцарии, изучал детское когнитивное развитие и сделал вывод, что мы адаптируемся к миру через два процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Первый — это использование схем, которые уже есть у ребёнка. Например, он знает, что нужно делать, чтобы взять игрушку. Второй процесс, аккомодация, — это изменение схемы применительно к новой задаче. Если ребёнку дадут лист бумаги, он возьмёт его двумя пальцами, а мячик захватит всей рукой.
Пиаже показал, что мы можем менять схемы, когда получаем новый опыт. Однако автор теории когнитивного диссонанса Леон Фестингер обнаружил, что схемы «защищаются» от преобразований, а люди неосознанно ищут подтверждение старым стереотипам.
Например, ребёнок получал одобрение родителей только за отличные оценки. Он вырастает и находит партнёра, который больше интересуется его увлечениями, желаниями вместо достижений. Часто в таком случае человек продолжает искать одобрения и похвалы у близкого, ему трудно расслабиться, перестать стремиться к мнимому идеалу: «Вдруг тогда меня перестанут любить». Если же это всё-таки происходит — значит, схему удаётся исправить.
Схемы, которые мешают нам адаптироваться к ситуациям и строить гармоничные отношения, изучал в 1990-х американский психолог Джеффри Янг. Он был учеником Аарона Бека — создателя классической когнитивно-поведенческой терапии. Янг наблюдал за клиентами, которые всю жизнь страдали от психологических трудностей и слабо реагировали на КПТ, составил список проблем, с которыми они сталкивались. Учёный выяснил, что развитие схем происходит из-за невозможности удовлетворить базовые эмоциональные потребности ребёнка: в привязанности, автономии, границах, выражении чувств и спонтанности.
Чтобы понять суть схема-терапии, стоит изучить содержание основных терминов, которые сформулировал Джеффри Янг.
Ранней дезадаптивной схемой называют саморазрушительный эмоциональный и когнитивный паттерн, который зарождается в детстве и повторяется в будущем. Поведение — это не часть схемы, а реакция на неё. Схема — это то, что человек «знает», подсознательно считает правильным, и поэтому поступает так, а не иначе, даже когда действует себе во вред.
Джеффри Янг выделил 18 дезадаптивных схем и сгруппировал их в 5 категорий неудовлетворённых эмоциональных потребностей. Эти категории он назвал «доменами». Рассмотрим их содержание.
1. Нарушение связи и отвержение. Схемы этой группы заставляют ожидать, что мы не сможем получить стабильность, безопасность, заботу, уважение и принятие, сопереживание, вообще поговорить о чувствах. Возникают из-за отстранённого, непредсказуемого или жестокого, отвергающего, холодного поведения значимых взрослых в семье.
Схемы, которые входят в домен:
эмоциональная депривированность;
недоверие и ожидание жестокого обращения;
нестабильность или покинутость;
социальная отчуждённость;
дефективность, стыдливость.
2. Нарушение автономии. Эти схемы подразумевают, что у человека есть ожидания в отношении себя и других, которые препятствуют независимой жизни и успеху в делах. Значимые взрослые в детстве подрывали самооценку ребёнка, чрезмерно опекали, не поддерживали попытки достичь чего-то за пределами семейного круга.
Схемы этой группы:
зависимость, беспомощность;
уязвимость;
«запутанность» или неразвитая идентичность;
неуспешность.
3. Направленность на окружающих. Эти схемы заставляют концентрироваться на желаниях, чувствах, реакциях окружающих в ущерб своим потребностям, чтобы заслужить одобрение и любовь, поддержать ощущение связи или избежать наказания. Человек может подавлять гнев, личные предпочтения или не осознавать их.
Такие паттерны формируются в семьях, где желания и эмоциональные потребности родителей — либо статус и социальное признание — считают более значимыми, чем индивидуальные потребности и чувства детей.
Схемы домена:
покорность (подчинение потребностей или эмоций);
самопожертвование;
поиск одобрения.
4. Чрезмерная ответственность и жёсткие стандарты. Схемы вынуждают подавлять спонтанные чувства, желания и выбор, соблюдать правила в ущерб счастью, самовыражению, отдыху, близким отношениям или даже здоровью.
Семья в детстве слишком серьёзная, требовательная, в ней наказывают за ошибки. Успешность, выполнение обязанностей и соблюдение правил считают важнее удовольствий, радости, проявления эмоций. Взрослые склонны к пессимизму и уверены, что если забыть о бдительности и осторожности, всё пойдёт не так.
Схемы:
негативизм, пессимизм;
подавление эмоций;
придирчивость;
пунитивность — убеждение, что люди должны быть наказаны за проступки.
5. Нарушение границ. Это группа схем, которые мешают уважительно относиться к правам других людей, сотрудничать с ними, выполнять принятые обязательства, достигать личных целей. Причины — вседозволенность и потакание в семье, недостаток дисциплины или наоборот, подавление мнения ребёнка за счёт родительского авторитета, нехватка наставничества и поддержки.
Схемы этой группы: особые права или величие (грандиозность), недостаточность самоконтроля.
Режимы функционирования схем — это эмоциональные состояния и реакции, которые мы переживаем, когда сталкиваемся с триггерами. Джеффри Янг выделяет 10 режимов и делит их на 4 категории: детские, дезадаптивные копинговые, дисфункциональные родительские и режим здорового взрослого.
Цель схема-терапии — укрепить последний: специалисты учат клиентов смягчать и регулировать схемы, помогают их исцелить. Метод сочетает в себе элементы КПТ, теорий привязанности и объектных отношений, гештальт-терапии, психоанализа, которые объединяются в общую концептуальную модель.
Особенности и стиль терапевтических отношений в этом подходе определяют как «замещающее родительство». Психолог помогает восполнить пробелы, которые оставили реальные родители, по разным причинам не сумевшие удовлетворить базовые эмоциональные потребности ребёнка.
Приёмы, которые предлагает специалист, чтобы снизить или устранить влияние схем, делятся на три вида: когнитивные, экспериенциальные и поведенческие.
Когнитивные техники используют мышление и логическую аргументацию, чтобы опровергнуть обоснованность схем. Терапевт помогает клиенту понять, что схема — это результат ошибочного «научения», а не врождённое свойство личности.
Экспериенциальные техники позволяют бороться со схемой на уровне эмоций. Для этого подходят методики арт-терапии, ролевые игры. Клиент воссоздаёт неприятную ситуацию, которая случилась с ним в детстве, в форме образов и диалогов, выражает чувства, противостоит обидчикам, защищает и утешает своего внутреннего ребёнка.
Поведенческие техники — это домашние задания, которые специалист предлагает клиенту, чтобы заменить дезадаптивные реакции новыми паттернами. Сеанс с психологом или психотерапевтом включает планирование новых моделей поведения и их практику в ролевых играх или воображении.
Если у вас было трудное детство. Дезадаптивные схемы — обычно результат хронического неудовлетворения эмоциональных потребностей ребёнка внутри семьи. Поэтому работа с ними необходима тем, кто рос в психологически неблагополучных условиях.
Если вы пробовали КПТ, и она не помогла. Схема-терапия отличается от когнитивно-поведенческой тем, что работает с самыми устойчивыми шаблонами в мышлении, эмоциях и поступках. В практических техниках задействуют воображение, чтобы «исправить» негативные обстоятельства прошлого, которые привели к формированию схемы. Формат отношений с терапевтом — «замещающее родительство» в отличие от партнёрства в КПТ — способствует исцелению глубинных травм.
Если диагностировано хроническое расстройство личности. Схема-терапия подходит тем, у кого слабо выражены симптомы депрессии, тревожного расстройства, ПТСР или РПП, но есть ощущение, что «так было всю жизнь», это состояние фоново присутствует уже очень давно.
Если расстройство в острой фазе — например, это булимия, глубокая депрессия, тяжёлые приступы паники — сначала нужно облегчить симптомы при помощи КПТ либо препаратов, которые назначит психотерапевт или психиатр.
Консультация с психологом, который работает в направлении схема-терапии, будет полезна, если вы:
- каждый раз выбираете «не тех» партнёров: отстранённых, критикующих, зависимых;
- не достигаете желаемых результатов в карьере, хотя делаете многое;
- не чувствуете радости и полноты жизни, привыкли сдерживать, подавлять эмоции;
- не можете сказать «нет», ощущаете, что эти пользуются окружающие;
- предъявляете жёсткие требования к себе, сильно переживаете из-за ошибок;
- ограничиваете себя в действиях и решениях под влиянием страхов;
- привыкли подстраиваться в отношениях, не можете заявить о своих желаниях;
- часто ищете одобрения и признания у других, боитесь отказа или отвержения.
Пройти схема-терапию можно онлайн: психологи Life Help готовы помочь вам в решении этих и других запросов. Перейдите по ссылке, чтобы выбрать дату и время сеанса
Запишитесь на бесплатную 20-минутную онлайн-встречу:
На ней психолог-консультант:
поможет вам определиться с запросом
порекомендует самый эффективный метод терапии
подберет психолога