Внутренняя мотивация - это стремление к определённому поведению, вызванное внутренним удовлетворением от самой деятельности, а не стремлением к внешнему вознаграждению или конкретному результату. Как говорится в книге «Введение в психологию: пути к разуму и поведению с помощью концептуальных карт», внутренняя мотивация проявляется, когда мы действуем без очевидных внешних стимулов: «Мы просто наслаждаемся процессом или воспринимаем его как возможность для самопознания, обучения и раскрытия своего потенциала».
Основные элементы внутренней мотивации включают автономию, цель и мастерство. Когда человек ощущает свободу в действиях, видит смысл в своих усилиях и получает удовлетворение от повышения своей квалификации, он движим внутренней мотивацией.
В отличие от внутренней мотивации, внешняя мотивация основывается на стремлении получить внешнее вознаграждение или избежать наказания.
Задумайтесь, почему вы читаете эту статью. Если вас привлекает тема психологии, и вы хотите углубить свои знания, ваша мотивация внутренняя. Однако, если ваша цель - получить необходимую информацию для урока и избежать плохой оценки, то вас движет внешняя мотивация.
Когда вы в последний раз делали что-то просто ради удовольствия? Сюда могут входить такие занятия, как садоводство, рисование, игра, написание рассказа, прогулка или чтение книги. Эти действия могут не приносить материальных результатов или наград, но мы занимаемся ими, потому что они доставляют нам радость.
Если вы увлечены процессом ради самого процесса, то ваша мотивация исходит изнутри. В таких случаях поведение направлено не на получение внешних вознаграждений, таких как деньги или признание, а на внутреннее удовлетворение.
Это не означает, что внутренне мотивированные действия не приносят наград. Такие награды выражаются в положительных эмоциях, которые человек испытывает. Например, участие в волонтёрских или общественных мероприятиях может дать ощущение смысла. Также вы можете почувствовать удовлетворение, видя прогресс или приобретая новые навыки.
Исследования показывают, что предложение внешних вознаграждений за деятельность, которая уже приносит внутреннее удовлетворение, может снизить её привлекательность. Это явление известно как эффект сверхоправдания.
Как отмечает Ричард А. Григгс в своей книге «Психология: краткое введение», «внутреннее удовольствие от деятельности само по себе является достаточной причиной для её выполнения». Однако добавление внешнего подкрепления может привести к тому, что человек начнёт сомневаться в своей истинной мотивации - внутренней или внешней.
Люди более склонны к творчеству, когда движимы внутренней мотивацией. Например, в рабочих условиях производительность можно повысить с помощью внешних вознаграждений, таких как бонусы. Но качество работы, как правило, зависит от внутренней мотивации. Если работа вызывает у вас интерес, кажется значимой и сложной, у вас больше шансов найти новые идеи и творческие решения.
Внутренняя мотивация играет важную роль во всех аспектах жизни: в образовании, спорте, карьере и личных увлечениях.
В образовании внутренняя мотивация - ключевой фактор. Учителя и разработчики программ стремятся создать такую учебную среду, которая сама по себе будет привлекательной и интересной для учеников. Однако многие традиционные подходы предполагают, что обучение само по себе неинтересно для большинства студентов, и поэтому их необходимо мотивировать внешними стимулами.
Авторы Томас Мэлоун и Марк Липер в своей книге «Как сделать обучение увлекательным: таксономия внутренних мотиваций к обучению» предлагают различные способы создания учебной среды, которая будет по-настоящему вдохновлять студентов.
Деятельность считается внутренне мотивирующей, если люди занимаются ею ради самого процесса, а не для получения внешнего вознаграждения или избегания наказания. Такие слова, как "весёлый", "интересный", "увлекательный", "приятный" и "по своей сути мотивирующий", часто используются для описания подобных занятий.
В нашей повседневной жизни можно найти множество примеров внутренней мотивации. Например, если вы занимаетесь спортом не ради побед и наград, а потому, что вам это просто нравится, то вас движет внутренняя мотивация.
Другой пример: вы стараетесь выполнять свои обязанности на работе как можно лучше не из-за зарплаты или льгот, а потому, что ваша работа приносит вам удовлетворение и соответствует вашим жизненным ценностям.
Возможно, вы выращиваете красивый сад не ради одобрения соседей, а потому, что сами получаете удовольствие от процесса ухода за растениями и наблюдения за их ростом. Или, возможно, вы одеваетесь стильно, чтобы выразить свою индивидуальность и интерес к моде, а не ради привлечения внимания. Всякий раз, когда вы делаете что-то "только для себя", это проявление внутренней мотивации.
Томас Мэлоун и Марк Липер выделяют несколько факторов, которые могут усиливать внутреннюю мотивацию:
Задача: Люди более мотивированы, когда цели, которые они преследуют, имеют для них личное значение, и когда достижение этих целей возможно, но не гарантировано. Эти цели могут быть связаны с их самооценкой, особенно если они получают обратную связь по результатам своих действий.
Контроль: Людям важно ощущать контроль над собой и своим окружением, а также самостоятельно определять цели, к которым они стремятся.
Сотрудничество и конкуренция: Внутренняя мотивация может усиливаться, когда люди получают удовлетворение от помощи другим или когда они могут сравнивать свои достижения с успехами окружающих.
Любопытство: Внутренняя мотивация возрастает, когда что-то в окружающей среде привлекает внимание (сенсорное любопытство) или когда деятельность стимулирует желание узнать больше (когнитивное любопытство).
Признание: Когда достижения человека признаются и оцениваются окружающими, это может значительно повысить его внутреннюю мотивацию.
Эксперты предупреждают, что ненужные вознаграждения могут приводить к неожиданным последствиям. Хотя может казаться, что внешние стимулы должны усиливать мотивацию, интерес и производительность, на практике это не всегда так.
Например, когда детей поощряют за игру с игрушками, которые им и так нравятся, их удовольствие от игры и мотивация продолжать играть могут снизиться.
Однако важно учитывать, что влияние внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию зависит от ряда факторов. Значимость самого события часто играет ключевую роль. Спортсмен, получивший приз, может воспринимать его как подтверждение своей компетентности и уникальности. В то же время другой спортсмен может рассматривать тот же приз как своего рода взятку или давление.
То, как человек оценивает важность различных аспектов события, влияет на то, будет ли вознаграждение способствовать его внутренней мотивации.
В вашей жизни, вероятно, есть много занятий, которыми вы руководствуетесь благодаря внутренней мотивации. Эти занятия являются важной частью сбалансированной жизни. Если мы сосредоточимся исключительно на зарабатывании денег, можем упустить простые радости жизни. Осознание и балансировка своих внутренних и внешних мотиваций могут быть крайне полезными.