Внешняя мотивация - это мотивация, которая возникает из-за внешних факторов, таких как награды, похвала, признание или желание избежать наказания. Она отличается от внутренней мотивации, которая побуждает человека к действиям из-за внутреннего интереса или удовольствия от самого процесса. Внешняя мотивация подталкивает людей к выполнению задач, которые сами по себе могут не приносить удовольствия или удовлетворения, но приносят какие-то внешние блага.
Внешняя мотивация может также проявляться в форме избегания отрицательных последствий. Например, человек может выполнять определенные действия, чтобы избежать наказания, осуждения или штрафа.
Внешняя мотивация может быть очень эффективной, особенно в ситуациях, когда человек не испытывает внутреннего интереса к задаче. Она может помочь в обучении новым навыкам, поддержании дисциплины и выполнении задач, которые иначе могли бы быть отложены или вовсе не выполнены.
Важно помнить, что чрезмерное использование внешней мотивации может подавить внутренний интерес. Поэтому, как только человек начнет проявлять внутренний интерес к задаче, внешние стимулы следует постепенно уменьшать.
Внешняя мотивация широко используется в разных сферах жизни:
Во всех этих случаях внешние факторы служат катализатором для стимулирования позитивного поведения. При правильном подходе внешняя мотивация может со временем преобразоваться во внутреннюю, когда человек начинает выполнять задачу ради удовольствия или чувства гордости.
Внешняя мотивация может быть эффективным инструментом для стимулирования поведения, особенно в тех случаях, когда у человека отсутствует внутренний интерес к выполнению задачи. Однако, несмотря на её очевидные преимущества, исследователи выявили ряд потенциальных ловушек, связанных с чрезмерным использованием внешних вознаграждений. Одной из таких ловушек является эффект сверхоправдания.
Эффект сверхоправдания возникает, когда внешние вознаграждения снижают внутреннюю мотивацию к выполнению задачи, которая изначально приносила удовольствие. Этот эффект был продемонстрирован в классическом эксперименте Леппера, Грина и Нисбетта. В ходе исследования детей, которые любили рисовать фломастерами, начали щедро вознаграждать за их творчество. В результате, когда дети позже получили возможность снова играть с фломастерами без обещания награды, их интерес к занятию резко упал по сравнению с детьми, которые не получали вознаграждений.
Почему так происходит? Когда люди получают внешнее вознаграждение за действие, которое им уже нравилось, они начинают придавать чрезмерное значение этому вознаграждению и меньше внимания уделяют своему внутреннему интересу. В результате действия, которые раньше воспринимались как игра или развлечение, начинают восприниматься как обязательства или работа.
Эксперты предупреждают, что внешние вознаграждения могут быть особенно опасны при использовании с детьми. Когда внешние стимулы применяются неправильно, это может привести к тому, что дети утратят интерес к деятельности, которую они ранее выполняли с удовольствием. Важно помнить, что внешние награды следует использовать с осторожностью, чтобы не подорвать внутреннюю мотивацию ребёнка к обучению и развитию.
Исследования на тему влияния внешней мотивации продолжаются. В некоторых случаях, как было отмечено в обзоре Procedia - Social and Behavioral Sciences за 2014 год, внешние вознаграждения могут быть эффективными и не вредить внутренней мотивации. Однако для точного понимания того, как и когда внешние вознаграждения могут подорвать внутренний интерес, необходимы дополнительные исследования.
Внешняя мотивация может оказывать мощное влияние на поведение, но её эффективность и безопасность зависят от ситуации и конкретного человека. Важно осознавать, когда ваша мотивация исходит из внутренних потребностей и желаний, а когда она зависит от внешних факторов. В долгосрочной перспективе правильное использование внешней мотивации может поддерживать активность и продуктивность, но чрезмерное её применение может привести к утрате внутреннего интереса и удовольствия от деятельности.