Детская психология

Записаться на консультацию

Детская психология — это наука о психическом развитии ребёнка в первые 7 лет жизни, раздел возрастной психологии. Учёные относят к нему только дошкольный период, но на практике специалисты направления работают с детьми и подростками до 17 лет включительно.

Детский психолог — это специалист с высшим образованием психолога-консультанта и повышением квалификации по направлению. Если речь идёт о детской клинической психологии, которая работает с отклонениями развития, необходимо медицинское образование.

История детской психологии

Детская психология начала формироваться как самостоятельная наука в середине XIX века. Авторитетные педагоги — Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Ян Амос Коменский и другие — считали, что важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в обучении и воспитании. Но чтобы реализовать эту идею, нужно было исследовать процессы развития детской психики и её отличия от «взрослой».

Первые научные наблюдения за детьми от рождения до 3 лет проводили немецкий врач Теодор Тидеман и Чарльз Дарвин — изучали движения, эмоции, восприятие. Вильгельм Прейер позже разработал рекомендации по фиксированию фактов поведения ребёнка, образец дневника, календарь показателей развития.

Биогенетическая концепция Ж. Ж. Руссо рассматривала психическое развитие как естественный процесс, который подчиняется законам природы. Социогенетическая теория Дж. Локка ставила на первое место влияние социальных условий. Теория рекапитуляции, которую изобрёл Грэнвилл Стэнли Холл, утверждала, что ребёнок проходит те же стадии культурного развития, что и всё человечество. Его ученик, Гетчинсон, выделил пять периодов: от «рытья и копания» до «торговли», когда дети осознают роль денег, труда и обмена.

Хотя теория рекапитуляции Холла подверглась критике, он был первым, кто начал проводить анкетирование среди детей, чтобы изучить их представления о мире, переживания и проблемы, отношение к людям, радости, страхи и многое другое. Холл стал одним из основателей педологии — науки, которая объединила подходы разных отраслей знаний к изучению детского развития. Педология стала популярной в первой половине XX века во всём мире, в том числе и в СССР. Но в середине 1930-х исследования советских учёных остановило разгромное постановление советской власти, а теоретики подверглись травле. Попытки переосмыслить деятельность педологов начались только в 1960-х, но науку так и не возродили. Однако её открытия легли в основу развития современной детской психологии.

Одной из причин запрета педологии в СССР считают увлечение лидера научного движения, Арона Залкинда, концепциями психоанализа. Фрейд в своей теории подчёркивал значимость бессознательных детских переживаний, утверждал, что именно в раннем возрасте формируется личность и её главные проблемы. Психическое развитие в психоанализе понимают как вытеснение врожденных инстинктов обществом и адаптацию к среде, которая изначально противостоит ребёнку: налагает запреты и ограничения. Желания и влечения подавляются, накапливаются в подсознании, в конце концов становятся причиной травмирующих переживаний и неврозов.

Эрик Эриксон, один из учеников Фрейда, создал теорию развития личности в социальной группе. Он выделил восемь стадий жизни человека, каждая из которых отличается ожиданиями общества — он может оправдать их или нет, тогда его принимают или отвергают. Все стадии включают кризисы, моменты выбора между прогрессом и деградацией, вариантами решения возрастных задач. Таким образом, Эриксон показал, что развитие определяется не только внутренним созреванием, но и способностью соответствовать социальным требованиям.

Американский психолог, основатель бихевиоризма Джон Уотсон изучал поведение младенцев и сделал вывод, что психические процессы и поведение формируются через связь между внешними стимулами и реакциями, при этом никакого внутреннего психического развития не существует в природе. Б. Скиннер исследовал научение через подкрепление и наказание, А. Бандура — через подражание. Современный бихевиоризм изучает проблему социализации — усвоения ребёнком правил, норм, ценностей общества.

Одна из самых значимых концепций современной детской психологии — теория когнитивного развития Жана Пиаже. Учёный считал основой психического развития ребёнка внимание к интеллектуальной сфере. Он исследовал своеобразие детского мышления, его отличия от «взрослого», выделил стадии, которые сменяют друг друга. Пиаже рассматривал интеллектуальное развитие вне зависимости от личностного — мотивов, потребностей, чувств и переживаний ребенка.

Таким образом, исторически сложились две основные группы теорий детского развития: преформизм, где взросление понимают как результат «созревания» врождённых механизмов, и социальное научение — накопление опыта взаимодействия с внешней средой. Теория сближения (конвергенции) определяет развитие ребёнка факторами наследственности и среды одновременно. Современная практическая детская психология опирается на все вышеперечисленные теории, учитывает накопленный опыт исследований.

Методы и техники

Методы детской психологии можно разделить на научные — необходимые, чтобы исследовать развитие психики детей, — и прикладные, которые специалисты применяют на сеансах.

Научные методы детской психологии

Учёные выделяют два метода исследования в детской психологии: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение может быть «срезовым», или единоразовым — его применяют, чтобы сравнить, как ведут себя разные дети в одних условиях и сделать выводы об особенностях психики, например, мальчиков и девочек, представителей разных культур. Пролонгированное наблюдение может длиться несколько лет и помогает изучить этапы развития одного ребёнка или группы.

Д. Б. Эльконин выделил пять принципов эффективного наблюдения: целенаправленность, объективность, систематичность, скрытость (ребёнок не должен знать, что за ним наблюдают) и быстрая фиксация фактов.

Метод позволяет исследовать поведение детей в естественных условиях, увидеть, как оно меняется на стадиях развития, сформулировать гипотезы. Недостатки наблюдения — его трудоёмкость, большие затраты времени, невозможность определить внутренние причины явлений.

Эксперимент в детской психологии также проводят в условиях, максимально приближенных к естественным для ребёнка. Например, это может быть игра, в ходе которой нужно запомнить и воспроизвести ряд слов: детям дают поручение «купить в магазине» предметы, список которых называют устно.

Эксперименты позволяют оценить уровень развития навыков, предпочтения, поведение детей в разных ситуациях. Важные факторы надёжности результатов — правильное понимание задачи ребёнком, отношение к ней и к ведущему взрослому, внутренняя мотивация к действиям.

Узнать о детских консультациях с психологом

Записаться на консультацию

Диагностика

Чтобы оценить состояние или поведение ребёнка, психолог беседует с ним, проводит тестирование или анализирует его творчество.

Беседа подходит для работы с детьми от 4 лет, которые владеют речью. Тем не менее, дошкольники ещё не могут точно выразить свои мысли и переживания словами. Большинство детей отвечают кратко, формально или воспроизводят то, что услышали от взрослых. Поэтому беседу чаще проводят с родителями малышей или используют в работе с подростками, начиная примерно с 11 лет.

Анализ детского творчества — рисунков, поделок и даже сказок — метод диагностики, который применяют в работе с детьми любого возраста. Результаты деятельности ребёнка отражают его эмоциональное состояние, особенности восприятия окружающих людей, ситуаций, предметов и явлений, характер отношений.

Тестирование — это стандартный набор заданий, которые нужно выполнить за определённое время. Некоторые тесты помогают всесторонне оценить психическое и интеллектуальное развитие ребёнка (например, тест Д. Векслера), другие — исследовать креативность (методика Торренса), третьи — невербальный интеллект, образное мышление, восприятие (тест Равена).

Также к этой группе методов диагностики относят опросники и шкалы, которые позволяют определить акцентуации характера, уровень самооценки и самоконтроля, проявления тревожности, проанализировать отношения в семье и в обществе, оценить склонность к девиантному поведению, суицидальный риск и др.

Психологическая коррекция

Причины проблем психического развития ребёнка специалисты видят во внутренних личностных структурах (психодинамическое направление) или в условиях среды (поведенческое).

Цель коррекции в психодинамическом направлении — помочь ребёнку или подростку справиться с неосознаваемыми причинами переживаний. Применяют три базовых метода: арт-терапия, игровая и семейная — с активным участием родителей.

Поведенческое направление ставит перед психологом задачу изменить восприятие ребёнком или подростком самого себя и окружающей реальности через коррекцию поведения. В рамках этого подхода применяют такие методы, как беседа или тренинг — они позволяют работать с установками, моделировать новые поведенческие стереотипы на практике.

Арт-терапия — это метод психологической коррекции через творчество, который помогает выразить и преобразовать бессознательные переживания. Специалисты, в том числе клинические детские психологи, применяют:

  • изотерапию — рисование;

  • песочную терапию — работу с фигурами на песке;

  • сказкотерапию — сочинение историй;

  • музыкотерапию и др.

Игровые методики используют в индивидуальной и групповой психологической работе с детьми до 12 лет. Игры помогают улучшить отношения между участниками, снять напряжение и тревогу, избавиться от страхов, повысить самооценку, развить коммуникативные навыки. Обычно в игре есть главная цель, роли участников и чёткие инструкции для них, а в конце ведущий проводит анализ результатов.

Семейный системный подход рассматривает семью как систему, все участники которой влияют друг на друга. Консультация с психологом — это совместная встреча родителей и ребёнка со специалистом, который помогает скорректировать взаимодействия и динамику отношений. Такой подход позволяет решить конфликты в семье, справиться с проблемами детского поведения, пережить травмирующие события.

Беседа позволяет выяснить представления ребенка о самом себе, других людях и их поступках, ситуациях, предметах, явлениях. Иногда её проводят с использованием дополнительных материалов — картинок, рисунков, игрушек — обычно при работе с дошкольниками. Сеанс с психологом для подростков проходит в формате диалогической беседы. Например, в поведенческом подходе она может быть направлена на выявление ограничивающих, негативных убеждений, поиск и замену их на более эффективные.

Тренинг — это метод групповой психологической работы, который помогает детям школьного возраста развить коммуникативные навыки, уверенность в себе, эмоциональный интеллект, обрести новые знакомства.

Специалисты проводят диагностику и коррекцию как очно, так и онлайн: психологи с опытом успешно используют все перечисленные методы во время дистанционных консультаций.

Какие проблемы решает детский психолог

Детский психолог-консультант работает с проблемами поведения и адаптации, страхами, мотивацией, помогает пережить кризисную ситуацию в семье. Стоит обратиться к специалисту, если ребёнок:

  • не может совершать какие-то действия из-за страха или неуверенности в себе;

  • не чувствует мотивации учиться, теряет интерес к увлечениям или спорту;

  • ведёт себя агрессивно, действует наперекор правилам или часто плачет;

  • переходит в новый класс или школу, где ему трудно наладить отношения;

  • переживает из-за развода родителей или утраты близкого человека, друга или родственника.

Клинический детский психолог помогает скорректировать симптомы психических и психосоматических расстройств. Сеанс со специалистом нужен, если ребёнок или подросток:

  • с трудом концентрируется на задачах, отвлекается на уроках;

  • не может запомнить услышанное, не узнаёт знакомых;

  • не различает реальность и фантазию, часто говорит о вымышленном мире;

  • проявляет жестокость по отношению к людям или животным;

  • страдает из-за высокой тревожности, страхов и фобий, панических атак;

  • склонен к самоповреждению, суицидальному поведению.

Если вы замечаете перечисленные симптомы у своего ребёнка, беспокоитесь о его психическом здоровье и благополучном развитии — специалисты Life Help готовы вам помочь. Перейдите по ссылке, чтобы выбрать дату и время онлайн-консультации.

Узнать о детских консультациях с психологом

Записаться на консультацию