Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
2950 за онлайн консультацию
Записаться на консультациюСимволдрама, или кататимно-имагинативная психотерапия, ‒ это метод психоанализа при помощи образов. Сложнопроизносимый термин возник от греческих слов: «ката» ‒ зависящий, соответствующий, «тимос» ‒ душа или эмоциональность, «имаго» ‒ образ. Название метода в русском переводе может звучать как «эмоционально-обусловленное переживание образов».
Во время сеанса специалист вводит клиента в состояние расслабления, предлагает с закрытыми глазами создать в воображении картину на заданную тему и рассказать о ней, описать возникающие переживания. Психолог помогает исследовать образы и направляет символические взаимодействия с ними.
Значение символов в трактовании сновидений исследовал Зигмунд Фрейд. Позже Карл Юнг ввёл в психотерапию технику «активного воображения» ‒ возможность самостоятельно, в домашних условиях, установить контакт с подсознанием. Пациент должен был в состоянии бодрствования представить определённый образ, поговорить с ним и записать результаты ‒ сам диалог и свои переживания. Во время следующего сеанса он рассказывал об этом психоаналитику. Однако такой подход невозможно было применить к людям с тяжёлыми травмами или дефицитами развития.
Ханскарл Лёйнер, немецкий психотерапевт, врач, профессор и доктор медицинских наук, познакомился с методом активного воображения на занятиях у Густава Шмальца ‒ ученика Юнга. Лёйнер решил, что терапевтический процесс может проходить интенсивнее и быстрее, если пациент будет рассказывать о своём взаимодействии с образом прямо на сеансе, включая аналитика в творческий процесс. В 1948 году учёный начал проводить исследования. Он предлагал здоровым и страдающим неврозами пациентам представлять определённые образы в разных экспериментальных условиях и описывать их.
Это были так называемые «сновидения наяву» ‒ Лёйнер хотел выяснить, действительно ли они точно воспроизводят психическое состояние человека и можно ли через них вести терапию. В результате он выработал и описал стандартные образы-темы ‒ «мотивы», которые облегчали пациенту доступ к внутреннему миру. Оказалось, что при представлении одного и того же мотива у людей возникают похожие образы, символика которых выражает определённые проблемы.
Лёйнер исследовал терапевтические «принципы режиссуры», которые позволяли управлять взаимодействием с образами. Например, он предлагал пациентам представить вход в пещеру или грязевую яму, а затем вообразить, что из этого пространства что-то выходит. Человек наблюдал за существом вопреки страху и подробно описывал его. Вскоре в рамках одного сеанса чудовище становилось слабее, а иногда и дружелюбнее. Лёйнер предлагал пациентам приблизиться к существу и даже погладить его, если это возможно. В результате экспериментов учёный сформулировал рекомендации по терапевтическому взаимодействию с образами: установлению контакта и присоединению, разрушению и уменьшению, кормлению и обогащению, примирению и принятию. Символические трансформации приводили к исцелению пациентов.
В 1970 году вышла книга Лёйнера ‒ систематическое введение в кататимно-имагинативную психотерапию, в 1985 он издал подробное учебное пособие. С середины 1970-х начали формироваться сообщества терапевтов в Европе ‒ Швейцарии, Австрии, Голландии, Швеции, появилась ассоциация AKGB в Германии. Международная организация с 2021 года называется Обществом кататимно-имагинативной психотерапии и имагинативных методов в психотерапии и психологии, сокращённо ‒ IGKIP.
Структура метода включает три ступени терапевтической работы: основную, среднюю и высшую. Большую часть запросов решают на основном уровне, на другие переходят при более сложных задачах ‒ это требует от специалиста углублённых знаний и опыта. В рамках каждой ступени задействуют определённые стандартные мотивы и режиссёрские принципы.
Мотив в символдраме ‒ это тема, которую предлагает терапевт для воображения. Клиент представляет связанные с ней образы, рассказывает о них и о своих непосредственных переживаниях во время наблюдения. Основная ступень включает пять мотивов.
Луг отражает настроение и общее психологическое состояние клиента. Этот мотив подходит для диагностической работы, его выбирают в начале любого отдельного сеанса. Обращают внимание на погоду, время года и суток, растительность, животных на лугу, наличие заборов, вышек, других объектов.
Ручей ‒ мотив постоянно текущего потока, отражение психического развития и жизненной силы. Психолог предлагает клиенту проследить путь к источнику. Препятствия и ограничения во взаимодействии с ним говорят о проблемах и нарушениях.
Гора соотносится с эмоционально значимыми для клиента персонами, которые повлияли на его психологическое состояние. Тем не менее, работу ведут исключительно в метафорическом поле. Гору рассматривают издалека, изучают её форму, высоту, структуру поверхности. Затем терапевт предлагает клиенту подняться на вершину ‒ здесь интерпретируют сложность пути. Дальше рассматривают открывшуюся панораму и в завершение исследуют переживания при спуске.
Дом ‒ это выражение личности или одной из её частей: в этом мотиве проецируют желания, пристрастия, страхи и защитные установки. Сначала клиент описывает состояние постройки, детали, наличие сада, затем осматривает дом изнутри. Исследуют кухню, гостиную, спальню, подвал и чердак. Обращают внимание на атмосферу, чистоту, предметы, запасы продуктов, содержимое шкафов, ночных столиков. Клиент сам выбирает порядок осмотра, а помещения, которых он избегает, указывают на вытесненные проблемы.
Лесная опушка символизирует возможность контакта с содержимым бессознательного из пограничной области. Образы, которые выходят из чащи, могут быть воплощением значимых для клиента личностей или его бессознательных поведенческих тенденций, желаний, установок. Во время сеанса человек принимает их, признаёт, по возможности взаимодействует с ними.
Стандартных мотивов основной ступени чаще всего бывает достаточно для достижения результата. Средняя ступень предлагает более сложные темы для образного исследования.
Представление значимого лица ‒ матери, отца, руководителя, супруга ‒ в реальном или символическом обличии.
Мотивы для исследования установок о сексуальности: повозка, запряжённая лошадьми, или машина ‒ у женщин, куст розы на краю луга ‒ у мужчин.
Мотив для работы с установкой по отношению к агрессивным импульсам ‒ представление дикой кошки, льва. Животное может сидеть в клетке, свободно двигаться в саванне или выступать в цирке, проявлять разный характер.
Определение идеала «Я» ‒ это попытка представить человека того же пола, но с другим именем, который будет являть собой совершенный образ.
Высшая ступень включает:
Режиссёрские принципы ‒ это способы взаимодействия с символическими образами, которые возникают в воображении клиента в связи с мотивами.
Например, угрожающее существо, которое выходит из леса, можно покормить, а затем погладить. Кормление и насыщение, примирение и нежное объятие ‒ это режиссёрские принципы основной ступени. Более сложные техники ‒ конфронтация с символической фигурой, выбор её в качестве проводника или советчика ‒ предлагает средняя ступень.
Работа с образами на высшей ступени требует от терапевта многолетнего опыта в методе символдрамы и обширной базы знаний. Техника «измотать и доконать» позволяет развить агрессивные побуждения клиента в воображаемых действиях, освободить накопленные импульсы. Другой принцип предлагает использовать так называемые «магические жидкости» ‒ кровь, материнское молоко, слюну ‒ для воздействия на враждебные фигуры.
Тем, кто хочет преодолеть трудности в отношениях, работа с психологом даёт возможность снять эмоциональное напряжение, найти новые способы взаимодействия, развить саморегуляцию и осознанность.
Людям с психосоматическими проблемами символдрама позволяет обратиться к образам, которые представляют собой связь между телесными проявлениями и эмоциями.
Страдающим неврозами, фобиями, расстройствами психики и личности (ПРЛ, ГТР, ПТСР) специалисты помогают проработать скрытую от сознания причину проблемы в образном пространстве. Символдраму не применяют при психозах, шизофрении, острых депрессивных состояниях и зависимостях.
Детям и подросткам сеансы с психологом помогают преодолеть фобии, навязчивые состояния, заикание, энурез, нервную анорексию и другие нарушения пищевого поведения, трудности с концентрацией внимания, проблемы с успеваемостью, замкнутость и закомплексованность.
Консультация с психологом, который работает по методу символдрамы, будет полезна, если:
Специалисты работают не только очно, но и онлайн ‒ психологи Life Help готовы вам помочь. Чтобы выбрать удобные дату и время встречи, нажмите кнопку.
Заполнить анкету