Супервизия - многосторонний процесс: в нём участвуют психолог и более опытный специалист, коллеги из сообщества, если это групповая встреча. Заочно - клиенты, кейсы которых выносятся на разбор.
Что даёт супервизия каждой из сторон? Какие запросы чаще всего разбирают на сессиях? Чем эти встречи отличаются от терапии? По каким критериям стоит выбирать супервизоров, может ли их быть несколько - параллельно?
Мы попросили практикующих психологов, супервизоров Life Help Елену Мелёхину и Дмитрия Прокопова ответить на эти и другие вопросы.
Дмитрий и Елена ведут индивидуальные и групповые супервизии, а также встречаются с коллегами в качестве супервизантов. Таким образом, мы смогли получить разносторонний, объёмный взгляд на важную часть профессиональной жизни психолога.
Что такое супервизия для вас - с точки зрения супервизора и супервизанта?
В чём заключаются роли каждого из них, по вашему мнению?
Елена: Роль супервизора - дать объективную обратную связь по запросу, обратить внимание на "слепые пятна" терапевта, отразить процесс, который происходит между психологом и клиентом, прояснить сложности, поделиться своими гипотезами и видением.
Роль супервизанта - сформулировать запрос и "анамнез": рассказать о клиенте, о том, как проходили сессии. Поделиться личными переживания по поводу этой работы, чтобы супервизор мог понять, что происходит в терапевтических отношениях.
Дмитрий: Супервизия - это партнёрство, в котором супервизор служит контекстом, а супервизант обеспечивает активное движение с использованием контекста.
Какие основные задачи психолога решает супервизия в профессиональном плане? Какие навыки помогает развить?
Супервизия - это для клиентов или для себя? Почему?
Елена: Супервизия - в первую очередь для терапевта. Она помогает справиться с личными сложностями, которые возникают в процессе работы с клиентом. Почувствовать опору и поддержку от коллег, получить другое видение процесса. Супервизия помогает справится с выгоранием.
Дмитрий: Супервизия - и для клиентов, и для себя. Для клиентов - как возможность "поработать" с консилиумом психологов, для специалистов - быстрее расти профессионально.
Какие ситуации из вашей практики показывают, что супервизия была особенно полезной?
Елена: Когда появляется ощущение, что работа с клиентом "не идёт", в ней не видно динамики. Ещё когда возникают сложные чувства по отношению к клиенту: гнев, разочарование, усталость, сопротивление в терапевтическом процессе.
Дмитрий: Супервизия особенно полезна, когда к психологу приходят клиенты нового возраста или появляются терапевтические режимы (парные, групповые занятия), в которых он раньше не работал. Когда специалист обретает новую модальность.
Как супервизия помогла лично вам как участнику?
Елена: Дала возможность расширить набор инструментов для работы, получить несколько интересных точек зрения на процесс, улучшить своё самоощущение как профессионала.
Дмитрий: Как супервизору - сильно расширяет кругозор. Как супервизанту - помогает "чистить оптику" и восстанавливать чувствительность к запросам.
Есть ли тематики кейсов, которые разбирают чаще всего на супервизии?
Дмитрий: Да, это случаи сложных защит, проекций и подозрения на клиническую психологию.
Елена: Частые запросы: "Куда дальше идти с клиентом?", "Как работать с определённой темой?", "Со мной что-то происходит на сессиях, не пойму, что".
С какими запросами приходят на супервизию опытные специалисты? Может быть, появляются более глубокие вопросы, которые касаются не только конкретных клиентских случаев?
Например, почему не получается развивать практику или хочется бросить, где найти силы, чтобы продолжить путь, проблемы в отношениях с коллегами, профессиональным сообществом. Как может помочь в подобных случаях супервизор?
Елена: Супервизор в таких случаях может помочь так же, как психотерапевт в индивидуальной консультации. Разобраться с чувствами, состоянием.
Дмитрий: Это то, что я называю "чисткой оптики". Когда мы работаем на потоке, то пропускаем детали (в которых всё дело обычно) и можем пойти не туда. Супервизия помогает их увидеть и вернуться к клиенту.
Как отделить запрос на супервизию от запроса на терапию? Может ли одно перерасти в другое?
Елена: Если есть запрос на прояснение личных чувств, отношений к клиенту и выявляется какой-то механизм, который повторяется не только с ним одним, то в таком случае рекомендуется идти в терапию. Личный терапевт может стать впоследствии личным супервизором, и наоборот.
Дмитрий: Супервизия всегда предполагает внешний по отношению к супервизанту кейс - этим она отличается от терапии.
По каким критериям стоит выбирать супервизора практикующему специалисту?
Дмитрий: Опыт, модальность, образование.
Елена: Да, по квалификации и практическому опыту.
Может ли быть у специалиста параллельно несколько супервизоров? В каких случаях, ситуациях?
Елена: Вполне может быть. В зависимости от запроса и от того, в каком подходе или с какими трудностями работает супервизор.
Дмитрий: Да. Особенно, если практикуются разные техники или модальности.
Почему важно получать внешнюю обратную связь от супервизора, а не только полагаться на свой опыт?
Дмитрий: Потому что взгляд человека ограничен его кругом интересов и стереотипов.
Елена: Любому человеку важно, чтобы его кто-то "отражал", как в работе, так и в личной жизни. Мы иногда просто не можем заметить какой-то процесс, который будет очевиден другому человеку.
Если вы хотите получить новый взгляд на сложные клиентские случаи из практики, обрести поддержку, профилактировать выгорание - приглашаем вас записаться на индивидуальную супервизию к Елене, Дмитрию или другим специалистам Life Help.
Всё внимание на встрече будет уделено именно вам и вашему кейсу.
Вы получите подробную обратную связь - экспертную оценку ситуации.
Сможете проработать все аспекты клиентского случая, которые вызывают трудности.
Нажмите на кнопку "записаться", чтобы узнать подробности, выбрать удобные дату и время встречи
Записаться на групповую супервизию Записаться на индивидуальную супервизию