Клиническая психология

2950 за онлайн консультацию

Записаться на консультацию

Клиническая психология ‒ это область теоретической и прикладной психологии, которая исследует психические расстройства, отклонения в развитии, психосоматические заболевания, разрабатывает методы их диагностики и коррекции.

Клинический психолог ‒ специалист с высшим образованием по направлению «Клиническая психология», который выявляет и ведёт терапию перечисленных патологий, но не назначает лекарств.

История клинической психологии

Клиническая психология как наука начала формироваться в конце XIX века. Лайтнер Уитмер, профессор Пенсильванского университета, выявлял и лечил отклонения в умственном развитии школьников, применяя психологические методы. В 1896 году он открыл первую в мире психологическую клинику. Уитмер ввёл термин «клиническая психология» и начал читать в колледже курс по этому предмету. Профессор учил студентов лечить душевнобольных и умственно отсталых детей. В 1907 году Уитмер основал журнал «Психологическая клиника» и был его редактором 29 лет. В первом же выпуске он предложил новую для науки специализацию ‒ клиническую психологию.

В 1914 году в Америке работали уже около двух десятков психологических клиник, аналогичных той, которую создал Уитмер. Последователи применили клинический подход к диагностике и лечению взрослых. Таким образом, Уитмер был первым, кто смог обнаружить, что научная психология может помочь в лечении физических и психических расстройств. Однако расстройства поведения и личности остались без его внимания.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин через эксперименты исследовал психологические феномены, значимые для его научной работы и практики. Например, он изучал испуг, глубину сна, влияние на человека алкоголя и наркотических веществ. Крепелин создал учение о психических расстройствах и систематизировал их в 1899 году. Эта классификация стала основой последующих, вплоть до МКБ-9.

Идеи Зигмунда Фрейда решающим образом повлияли на развитие клинической психологии в XX веке. Психоанализ помог продолжить разработку учения о расстройствах и их терапии. Психогенетическая теория невротических расстройств, ведение беседы как средство лечения, значимость отношений специалист-клиент ‒ всё это открытия Фрейда, которые прочно вошли в клиническую психологию. В 1901 году вышла книга Фрейда «Психопатология обыденной жизни», где он показал, что поведение человека в норме и патологии обусловливают неосознаваемые мотивы, а защитные реакции помогают их выявить и терапевтировать.

Психодинамическую традицию в клинической психологии развивали в дальнейшем Карл Густав Юнг и Альфред Адлер ‒ «наследники» психоаналитического движения, которые разрабатывали свои теории, отличные от системы Фрейда.

Развитие психоанализа стало импульсом к появлению большинства клинико-психологических подходов: поведенческой, клиент-центрированной, гештальт-терапии. Гуманистическое направление основал Карл Роджерс, который 12 лет проработал клиническим психологом в центре помощи детям. В 1939 году он написал книгу «Клиническая работа с трудным ребёнком». Позже вышли другие работы, которые описывали теорию и практику психотерапии взрослых. Одно из самых эффективных направлений, в котором работают клинические психологи, получило основное развитие в 1950 ‒ 1970 гг. Это когнитивно-поведенческая психотерапия.

Отечественную клиническую психологию в XX веке развивали В. М. Бехтерев, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия и другие учёные. Бехтерев разработал принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности, методики экспериментально-психологического исследования душевнобольных. Зейгарник изложила результаты своих научных и практических трудов в книгах о патопсихологии и когнитивных нарушениях. Лурия изучал связь работы отделов мозга и реализации высших психических функций, основал новую область научного знания ‒ нейропсихологию.

Разделы клинической психологии

Основными разделами этой области науки и практики считают патопсихологию, нейропсихологию и психосоматическую медицину.

Патопсихология исследует расстройства психики через привлечение методов и знаний общей психологии ‒ то есть сопоставляет отклонение с нормой. Здесь рассматривают именно психологическую, а не медицинскую сторону нарушений: изменения сознания, личности, восприятия себя и мира.

Нейропсихология изучает высшие психические функции: память, внимание, мышление, восприятие, речь. Специалисты этого направления применяют психологические методы, чтобы диагностировать и корректировать локальные поражения мозга, влияющие на работу перечисленных механизмов.

Психосоматическая медицина ‒ это раздел клинической психологии, который рассматривает болезни как результат взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов.

В разделы клинической психологии включают также психологию аномального развития, отклоняющегося поведения, кризисных состояний, здоровья и психогигиену ‒ труда, семьи, быта, половой жизни.

Задачи и методы клинической психологии

Главные задачи клинического психолога:

  • диагностировать расстройство или отклонение от нормы;
  • уменьшить силу и частоту проявления симптомов;
  • помочь клиенту проработать причины, чтобы избежать рецидива.

Для того чтобы поставить диагноз, специалист опрашивает клиента, предлагает стандартизированные (опросники, шкалы) или проективные (творческие, предполагающие свободное размышление) тесты.

Клинические психологи применяют методики разных подходов или модальностей. Основные из них ‒ КПТ, гуманистическое направление, психоанализ. Каждый подход предлагает свою стратегию терапии, практические техники, упражнения. Чтобы работать в рамках определённой модальности, специалист обязательно проходит повышение квалификации.

Если вы психолог, хотите профессионально развиваться и получать поддержку сообщества ‒ приглашаем на бесплатные интервизии в Life Help

Записаться

Кому подходит работа с клиническим психологом

Детям специалисты помогают справиться со страхами и фобиями ‒ например, боязнью собак или уколов, преодолеть тревогу из-за возможной разлуки с родителями, проработать последствия ранних психологических травм, чтобы они не привели к серьёзным расстройствам.

Подросткам сеансы с психологом полезны, чтобы скорректировать отклонения в поведении ‒ например, стремление нарушать дисциплину или закон. Специалист может профилактировать или помочь избавиться от алкогольной, наркотической, табачной зависимости, преодолеть суицидальные склонности, депрессию, другие психические расстройства. Работа с психологом развивает эмпатию, позволяет научиться проявлять чувства и эмоции, выстраивать дружеские отношения.

Взрослые могут обратиться к клиническому психологу при подозрении на психическое расстройство ‒ если возникают симптомы, которые мешают жить. Например, это могут быть навязчивые, пугающие мысли, длительное снижение настроения или его сильные колебания, чрезмерная тревожность. Клинические психологи работают с социальными страхами, фобиями, паническими атаками.

Когда стоит обратиться к специалисту

Консультация с психологом этого направления будет полезна, если вы:

  • проживаете кризис: развод, утрату близкого, увольнение, вынужденный переезд;
  • беспокоитесь из-за навязчивых, компульсивных, суицидальных мыслей;
  • ощущаете выраженную апатию, перепады настроения до перевозбудимости;
  • страдаете от хронических болезней, причины которых не находят врачи;
  • хотите избавиться от зависимости, выйти из созависимых отношений;
  • устали жить во власти сильных страхов и фобий, тревоги, панических атак;
  • видите деструктивные отклонения в поведении своего ребёнка;
  • у вас диагностировано тревожное, депрессивное, обсессивно-компульсивное, биполярное, пограничное расстройство.

Специалисты работают как очно, так и онлайн ‒ психологи Life Help готовы вас поддержать и помочь решить проблему. Выберите удобные дату и время для сеанса.

Записаться на консультацию