Нейропсихология - это наука, которая исследует влияние работы головного мозга на когнитивные функции и поведение человека. Мозг рассматривают как аппарат, продуцирующий психику и её высшие процессы: мышление и речь, выражение эмоций, внимание и восприятие, память.
Нейропсихолог - специалист с высшим образованием в области психологии, который прошёл программу повышения квалификации. Он диагностирует нарушения работы мозговых структур и помогает её восстановить. Например, если ребёнок или взрослый не запоминает важную информацию, постоянно отвлекается при выполнении задач - это повод обратиться к специалисту.
История нейропсихологии началась со спора о происхождении психических функций во второй половине XIX века. Так называемая «теория локализационизма» представляла мозг как совокупность подсистем, каждая из которых управляет конкретным процессом: речью, памятью, вниманием. Обратная теория утверждала, что мозг пластичен и может компенсировать повреждения, а значит, психические функции обеспечивает его работа в целом.
Новая наука возникла на стыке физиологии и психологии. Впервые в СССР о ней заговорил Александр Романович Лурия - врач-невропатолог и психолог. Он объединил положения взаимоисключающих теорий: доказал связь между строением человеческого мозга и психическими функциями, а вместе с тем - пластичность и заменяемость элементов «управляющей» системы.
Лурия ввёл понятие «структурно-физиологические блоки головного мозга», которые регулируют высшие психические процессы. Каждый из этих блоков отвечает за разные функции, но они работают координированно и могут включаться в задачи друг друга при необходимости.
В своих выводах Лурия опирался на разработки Л. С. Выготского, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина. Исследования этих учёных легли в основу современной нейропсихологии и остаются актуальными в наши дни.
Отечественная нейропсихология как наука объединяет множество самостоятельных направлений с общей теоретической базой. Каждое из них решает свои задачи.
Клиническая нейропсихология изучает синдромы, которые возникают при поражении определённого участка мозга, сопоставляет их с клинической картиной заболевания у пациента и помогает восстановить утраченные функции.
Экспериментальная нейропсихология исследует формы нарушений восприятия, речи, памяти, мышления, внимания при локальных поражениях мозга и других заболеваниях центральной нервной системы. Задача этого направления - обогатить научную базу, создать новые системы или классификации.
Психофизиологическое направление изучает механизмы нарушений, возникающих из-за повреждения мозговых структур. Это, по сути, «продолжение» экспериментальной нейропсихологии с использованием других методов. Основное внимание здесь уделяют физиологическим показателям.
Реабилитационная нейропсихология разрабатывает принципы и методы восстановления функций, нарушенных из-за поражений мозга. Работа в этом направлении началась в годы Второй мировой войны: советские учёные искали способы помочь людям после травм. Сейчас задача реабилитационной нейропсихологии - устранять последствия перенесённых заболеваний: инсульта, черепно-мозговой травмы, энцефалита и других.
Детская нейропсихология исследует особенности формирования мышления, памяти, внимания, восприятия, речи и их нарушения в раннем возрасте. Часто это не только локальные поражения мозга, но и слабость некоторых его отделов, которые у ребёнка можно активизировать или компенсировать. В практической сфере разрабатывают методы детской нейропсихологической диагностики и коррекции отклонений развития.
Нейропсихология старческого возраста (нейрогеронтопсихология)изучает особенности высших психических процессов при старении - в норме и патологических вариантах. Исследует изменения работы мозга, вызванные возрастными перестройками или болезненными процессами в случае деменции.
Дифференциальная нейропсихология разбирается в том, как мозг организует психические процессы и состояния у людей без серьёзных заболеваний. Например, рассматривают разные проявления асимметрии между полушариями мозга и их взаимодействия, которые влияют на реализацию высших функций психики.
Нейропсихология пограничных состояний центральной нервной системы исследует изменения в мозговой организации высших психических процессов при невротических расстройствах, патологических состояниях мозга, воздействии радиации, под влиянием психофармакологических средств и других факторов.
По сравнению с когнитивно-поведенческой, гештальт-терапией или психоанализом, нейропсихология - это узкая область практики. Особенность её в том, что результаты если не очевидны, то измеримы с помощью тестирования: вы можете быть уверены, что к ним привела именно работа со специалистом.
Чтобы провести диагностику, нейропсихолог комбинирует перечисленные ниже методы.
Синдромный анализ. Это изучение психической функции в разных условиях: например, при изменении темпа деятельности или усложнении задания. Синдромный анализ выполняют с помощью особого набора заданий, который разработал А. Лурия. Это система проб, которая помогает проверить функции моторики, восприятия и воспроизведения, памяти, чтения, письма, вербально-логического мышления и другие.
Беседа с клиентом. Нейропсихолог выслушивает жалобы, отношение к проблеме, обращает внимание на выразительность мимики и поз, особенности речи - если это актуально в рамках запроса. Результаты беседы и наблюдения за клиентом во время диагностики помогают сделать выводы о его личностных особенностях и состоянии.
Аппаратная диагностика. Если беседы и тестирования будет недостаточно, чтобы определить настоящую причину симптомов, нейропсихолог может рекомендовать пройти дополнительное обследование - КТ, МРТ, электроэнцефалографию - и проконсультироваться с врачом-неврологом.
Чтобы скорректировать выявленные нарушения, специалист предложит выполнить серию упражнений для развития мозговых структур. Это разнообразные задания на тренировку памяти, моторики, координации движений, чтения и письма, логики, концентрации внимания. Упражнения для детей часто даются в форме игры.
Взрослым обычно бывает нужна консультация с психологом этого направления после перенесённых заболеваний: черепно-мозговой травмы, инфекционных или сосудистых поражений мозга (менингит, энцефалит, инсульт), онкологии. Некоторые болезни сопровождаются проявлениями, которые требуют нейрокоррекции, - например, рассеянный склероз или болезнь Альцгеймера.
Симптомы, с которыми приходят к специалисту:
трудности с концентрацией;
периодическая потеря ориентации в пространстве;
эмоциональная лабильность - частая смена настроения;
проблемы с памятью, рассеянность, не объясняемая стрессом;
снижение способностей к обучению;
быстрая утомляемость.
Нейропсихолог поможет восстановить ослабленные или утраченные функции мозга с помощью регулярной практической работы. Специалисты проводят не только очные, но и онлайн-консультации - не менее эффективные для достижения нужных результатов.
Детского нейропсихолога посещают в следующих случаях.
Задержки развития. Тревожный сигнал для родителей - когда ребёнок не приобретает значимые навыки к определённому возрасту. Например, не разговаривает в 4 года, путает правую сторону с левой в 6 лет, не различает цвета и формы к первому классу.
Трудности в обучении. Если ребёнок не может запомнить цифры и буквы или плохо читает в третьем классе, не может выучить короткое стихотворение в средней школе - это повод обратиться к нейропсихологу.
Врождённые и приобретённые патологии. Нейрокоррекция полезна и даёт заметные результаты при таких серьёзных заболеваниях, как расстройство аутистического спектра и детский церебральный паралич. Сеансы с психологом помогут ребёнку научиться компенсировать трудности в учёбе за счёт развитых умений. Например, специалист определит, что при трудностях слухового запоминания хорошо развито зрительное - можно использовать подсказки в виде карточек или схем. Детям с признаками дислексии, дисграфии, синдромом дефицита внимания занятия с нейропсихологом помогут приблизиться к показателям нормы.
Таким образом, нейропсихологи помогают справиться с нарушениями высших психических функций - мышления, речи, внимания, восприятия, памяти - у взрослых и детей любого возраста.
Если вы или ваш близкий человек недавно перенесли заболевание мозга, если вы замечаете тревожные сигналы, которые касаются развития вашего ребёнка, - запишитесь на консультацию онлайн: психолог Life Help готов помочь.