Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
2950 за онлайн консультацию
Записаться на консультациюМетафорические ассоциативные карты (МАК) ‒ это инструмент, который психологи применяют в работе как дополнение к основному методу. Клиент через взаимодействие с образами и словами исследует свои эмоции, чувства, отношения и личностные качества. Техники основаны на механизмах ассоциации и проекции, которые описывает теория классического психоанализа Фрейда.
Создателем метафорических ассоциативных карт считают канадского профессора искусствоведения и художника Эли Рамана. Он считал, что искусство нужно вынести из галерей и сделать доступным людям, буквально ‒ передать им в руки. В 1975 году Раман создал первую колоду под названием «OH» ‒ это английское междометие, которое выражает удивление.
В первый набор карт вошли две колоды. Одна состояла из 88 изображений, которые написал Раман. Вторая включала только слова, отобранные при участии психотерапевта Джозефа Шлихтера. Колоды изготовили так, чтобы карта с рисунком помещалась в рамке карты со словом. Образы апеллировали к интуиции, чувствам, обходили «интеллектуальный фильтр». Слова обращались к сознанию, мыслям, рациональному восприятию. Таким образом, карты стимулировали одновременно правое и левое полушария мозга и побуждали человека к разработке общей ассоциации, творческому интерпретированию.
В 1983 году Эли Раман заключил соглашение с психотерапевтом Моритцом Эгетмейером, который увидел в картах ценный инструмент для работы. Эгетмейер должен был распространять колоду «OH» в Европе, но получил отказ от всех издательств. Тогда психотерапевт начал печатать карты самостоятельно. Для этого он основал издательство «OH Verlag», которое и сейчас продолжает производить метафорические карты, специализируясь только на них.
Впервые карты «OH» появились в Германии в 1985 году. Раман и Эгетмейер презентовали их на выставке-ярмарке настольных игр в Эссене. Участникам предлагали вслепую вытянуть карты с картинкой и текстом и рассказать, какие ассоциации, чувства и мысли возникали при этом. Чтобы создать доверительную атмосферу и облегчить освоение инструмента, Эгетгеймер предложил сопровождать картинки историями. Эта идея подтолкнула изобретателей к созданию второй колоды МАК, которую назвали «Сага».
Взаимодействие с картами и с людьми вело к созданию новых концепций и колод. Например, кризисные психологи, которые помогали жертвам насилия и терактов, обратились в издательство «OH Verlag», чтобы создать колоду «Преодоление» ‒ при участии художницы Марины Лукьяновой и психотерапевта из Израиля Офры Аялон. Сейчас многие специалисты создают собственные тематические колоды на основе образов, слов и фраз ‒ даже случайных надписей на стенах улиц.
Проекция ‒ это когда клиент приписывает образу на карте определённый смысл, выражая при этом неосознаваемое содержимое собственной психики.
Метафора ‒ переносное значение образа или слова на карте, связанное с реальной жизненной ситуацией. Когда клиент взаимодействует с этим значением, он проживает метафорически выраженный опыт, принимает и присваивает его.
Ассоциация ‒ это спонтанная связь, которая возникает между образом (словом) на карте и вопросом, на который отвечает клиент, когда выбирает её.
Инсайт ‒ неожиданный прорыв к пониманию актуальной проблемы через образный взгляд на ситуацию в целом, яркое переживание, озарение.
Интроспекция ‒ это знакомство со своей сущностью, психическим устройством, ‒ процесс, который наиболее часто реализуют с помощью метафорических карт.
Метафорические ассоциативные карты предлагают две базовые стратегии работы: открытую и «слепую». В первом случае клиент выбирает карты произвольно, когда они лежат перед ним изображениями вверх. Такой подход снижает тревогу и даёт ощущение контроля над ситуацией, но в то же время требует высокого уровня осознанности, способности к рефлексии.
Второй вариант ‒ карты перевёрнуты, клиент не видит изображений и выбирает наугад. Эта стратегия подходит тем, кому трудно осознавать свои чувства, создаёт ощущения объективности и справедливости. Приведём примеры техник с разными стратегиями.
Цель практики ‒ разобраться в существующих проблемах, найти и оценить ресурсы для их решения. Клиент задаёт вопрос: «Что сейчас тревожит меня больше всего?», берёт вслепую три карты из колоды, открывает и выкладывает их перед собой столбиком. Психолог задаёт вопросы, которые помогают рассмотреть проблему с новой стороны, выделить самые важные аспекты.
Следующий вопрос: «Что я имею для разрешения проблемы (какие ресурсы)?» ‒ снова три карты в столбик. Психолог помогает структурировать ассоциации, обнаружить способности и опыт, которыми клиент сможет воспользоваться.
Третий вопрос: «Что мне надо сделать, чтобы разрешить имеющуюся проблему?» ‒ клиент снова берёт карты вслепую и кладёт в третий вертикальный ряд, затем открывает их. Психолог спрашивает, какие подсказки он видит на этих картах и как их применить.
В конце практики клиент анализирует связи между тремя рядами карт, делает выводы о том, что нового он увидел в себе, какие силы и ресурсы сможет принять и использовать, что конкретно нужно сделать в ближайшее время.
Это техника, которая помогает переосмыслить и проработать отношения ‒ не только с людьми, но и с чем угодно другим: телом, едой, деньгами, бизнесом. Карты можно выбирать вслепую или в открытую в зависимости от уровня осмысленности и рефлексии.
Клиент выбирает отношения, которые хочет исследовать и скорректировать. На каждый из следующих вопросов он берёт карту, а затем исследует свои ассоциации с помощью вопросов психолога. В конце клиент проговаривает или записывает выводы.
Вина и обида ‒ самые тяжёлые и деструктивные переживания, которые могут перерасти в психосоматические болезни. Эти чувства часто сопутствуют друг другу в отношениях между матерью и уже выросшим ребёнком. Техника работы с метафорическими ассоциативными картами помогает избавиться от комплекса обиды-вины.
Психолог просит клиента последовательно, в открытую выбрать из колоды 6 карт, которые ответят на следующие вопросы.
1. Как выглядит моя обида? Как я ощущаю её?
2. Как она возникла? Откуда пришла? Как я её осознал(а)?
3. Что плохого приносит мне эта обида?
4. Какую выгоду я из неё извлекаю?
5. Что будет, когда я избавлюсь от этой обиды?
6. Что будет, если я не смогу её отпустить?
Карты выкладывают в ряд и последовательно обсуждают. Затем выбирают две карты вслепую ‒ это ресурсы, которые помогут избавиться от обиды, ‒ открывают и обсуждают последовательно. В конце практики подводят общие итоги и формулируют выводы.
Метафорические ассоциативные карты используют в работе с клиентами разных возрастных групп.
Детям МАК помогают рассказать о своих страхах, переживаниях и желаниях во время сеанса с психологом, обнаружить и преодолеть трудности в общении со сверстниками, отношениях с родителями.
Подросткам карты позволяют безопасно исследовать чувства и эмоции, осознать внутренние конфликты и разрешить внешние, справиться со стрессом, определиться со сферой будущей профессиональной деятельности, найти своё призвание и предназначение.
Взрослым метафорические карты помогают проанализировать жизненные ситуации, отношения, эмоциональные состояния, понять свои желания и мотивы, выявить скрытые проблемы, найти варианты решения сложных ситуаций.
Консультация с психологом, который применяет метафорические ассоциативные карты в работе, будет полезна, если вы:
МАК применяют как очно, так и онлайн психологи, работающие в разных методах: психоанализ, гештальт-терапия, гуманистический подход. Проверенные специалисты Life Help готовы помочь вам в решении проблемы.