Внутренняя и внешняя мотивация - это силы, которые управляют нашим поведением. Внутренняя мотивация исходит изнутри человека, тогда как внешняя мотивация обусловлена внешними факторами.
Если у вас есть внутренняя мотивация, вы действуете, потому что это приносит вам удовольствие. Внешняя мотивация заставляет действовать ради получения вознаграждения или избегания наказания.
Исследователи обнаружили, что эти два типа мотивации по-разному влияют на поведение и достижение целей. Для лучшего понимания различий между ними важно изучить, как каждый тип работает.
Почему мы делаем то, что делаем? Психологи предложили разные теории мотивации, рассматривая, возникает ли она извне (внешняя) или изнутри (внутренняя). В одних случаях лучше заниматься чем-то ради собственного удовольствия, но в других же требуется внешняя мотивация. Однако важно помнить, что избыточное внешнее вознаграждение может ослабить внутреннюю мотивацию.
Внутренняя мотивация - это когда вы выполняете действия ради собственного удовлетворения. В этом случае процесс сам по себе является наградой.
Внешняя мотивация - это когда поведение направлено на получение вознаграждения или избежание наказания. Вы выполняете действия не из-за внутреннего удовольствия, а потому что ожидаете внешнего результата.
Внешняя мотивация:
Внутренняя мотивация:
Исследования показывают, что избыточное внешнее вознаграждение может снизить внутреннюю мотивацию, что известно как эффект сверхоправдания.
Например, исследование 2008 года показало, что дети, получившие награду за игру с игрушкой, к которой они уже проявляли интерес, позже теряли к ней интерес.
Это не значит, что внешняя мотивация вредна - в некоторых случаях она полезна, особенно когда нужно выполнить неприятную задачу.
Хотя внутренняя мотивация часто считается предпочтительной, она не всегда возможна. Иногда у человека отсутствует естественное желание заниматься определенной деятельностью. Чрезмерные вознаграждения могут вызвать проблемы, но при правильном использовании внешние мотиваторы могут быть эффективными. Например, внешняя мотивация может стимулировать выполнение неинтересных задач на работе или в школе.
Обе мотивации играют важную роль в образовательном процессе. С одной стороны, традиционный акцент на внешних наградах, таких как оценки и похвалы, может подорвать внутреннюю мотивацию учащихся. С другой стороны, внешние мотиваторы могут помочь учащимся почувствовать себя более уверенными и компетентными, что повышает их внутреннюю мотивацию.
Правильно используемые внешние награды могут стимулировать мотивацию, креативность и продуктивность. Например, продвижение по службе, стипендии и бонусы могут повысить мотивацию к работе и учебе.
И внутренняя, и внешняя мотивация играют важную роль в поведении человека. Понимание различий между ними, а также ситуаций, в которых каждая из них эффективна, помогает лучше мотивировать себя и других, улучшая обучение и достижение целей.